Метки

, , ,

Одной из острейших социальных проблем в мире является проблема высокого уровня аварийности на автомобильных дорогах, постоянно растущего числа погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных магистралях и по сегодняшний день остается одной из самых неразрешимых. Дорожно-транспортные происшествия оказывают влияние как на экономическое, так и социальное развитие общества. Они приводят к большим экономическим потерям не только в России, но и в развитых зарубежных странах. Рассказать о наиболее острых проблемах, связанных с безопасностью дорожного движения мы попросили начальника отдела эксплуатации Воронежского филиала ФГУП «РОСДОРНИИ», Почетного работника транспорта РФ, кандидата технических наук Николая Васильевича Мерку ркушова.

— Проблема безопасности дорожного движения в развитых странах обострялась по мере роста в них автомобилизации. В начале XX века стало очевидным, что уровень экономического развития конкретных стран определяется степенью их автомобилизации. Автомобильный транспорт стал успешно конкурировать с другими видами транспорта в силу своей мобильности, комфортности и возможности доставлять грузы от двери к двери. В ряде стран он одержал верх над железнодорожным транспортом (например, в США), обусловив закрытие определенного количества железных дорог.
Однако, наряду с удобствами и возможностями, автомобильный транспорт принес с собой невиданный до селе травматизм и гибель людей на дорогах. По статистическим данным, в 70-е годы XX столетия во всех странах мира в год погибало в среднем 1,5 млн человек и около 10 млн получали, как правило, тяжелейшие травмы. Количество погибших в автомобильных авариях на 10 000 автомобилей в развитых странах при этом весьма сильно разнилось: от 4 до 5 человек в США, до 18-25 в странах Европы, у нас в России — до 20 человек. Уровень невосполнимых людских потерь стал настолько велик, что в середине 70-х годов заставил все страны с развитым автомобильным транспортом ввести ограничения на скорость движения автомобилей по дорогам в пределах 90 км/час. Эта мера была чисто техническая, требующая устранения на дорогах крутых спусков (подъемов), горизонтальных кривых с малыми радиусами, участков дороги с необеспеченной видимостью в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также в инженерном обустройстве участков дороги на высоких насыпях и косогорах, на примыканиях и пересечениях в одном уровне и на развязках в двух и более уровнях и проч.
Поэтому в конце 70-х и начале 90-х годов дорожные службы развитых стран были заняты совершенствованием технико-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Социальная составляющая безопасности дорожного движения в этих странах (культура поведения участников дорожного движения на дорогах, законы, определяющие требования к участникам дорожного движения, пропаганда в средствах массовой информации правил поведения на дорогах, повышенная требовательность к нарушителям правил дорожного движения) уже была на достаточно высоком уровне и тем не менее тоже совершенствовалась вместе с технической перестройкой дорог.
— Если взять аналогичный период, проводились ли какие-либо преобразования в области совершенствования технико-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в нашей стране?
— Наша страна участвовала в этом процессе, но, к сожалению, своеобразно — по-российски, т.е. без доведения до логического конца обеих составляющих этой очень важной проблемы современности. Поэтому у нас сегодня технико-эксплуатационное состояние автомобильных дорог ниже того уровня, на котором находились дороги стран Европы и США в начале 70-х годов.
Как сегодня это сказалось на безопасности движения на автомобильных дорогах федерального значения, в частности, Воронежской области?
По данным анализа безопасности движения на автомобильных дорогах федерального значения в Воронежской области за 2008 год около 83% всех учтенных ДТП составляют столкновения автомобиля с препятствием: стоящим автомобилем, пешеходом, с автомобилем на встречной полосе.
При вовлечении в аварию нескольких автомобилей в основном выявляется такая причина: водителю не хватает времени на распознание опасности, принятие решения и торможение, т.е. скорость его движения в конкретной ситуации была выше допустимой. Чья вина? Конечно, прежде всего, самого водителя. Но следует учитывать и то, что этому может способствовать неправильная информация, исходящая от технических средств организации дорожного движения, т.е. дорожных знаков и разметки. Например, при ограниченной видимости дороги в вертикальной плоскости нормативными документами регламентируется необходимое расстояние видимости встречного автомобиля и поверхности дороги для конкретных условий (категория дороги, безопасная расчетная скорость движения автомобилей по прямому и обратному направлениям). Это нормативное расстояние видимости, определенное расчетом, минизировано. Оно обеспечивает безопасность движения с выездом одного из автомобилей на встречную полосу с целью совершения маневра обгона только в случае, если один из двух автомобилей не превышает расчетной (разрешенной) скорости. Здесь нет никакого запаса прочности и пунктирная осевая линия разметки разрешает делать обгон только на расчетной безопасной скорости. Если же скорость превышается одним или тем более обоими водителями, идущими навстречу друг другу по одной полосе при обгоне, то столкновение неизбежно.
— Есть ли выход из данного положения?
— Да, есть, и даже несколько.
Один из них — сознательное увеличение расчетного расстояния видимости, например, в 1,5 раза, что создаст запас прочности. В этом случае на любой дороге количество участков с запретом обгона увеличится. И законопослушные водители будут справедливо возмущаться необоснованным ограничением обгона. Но ситуация оправдывается положительным эффектом: уменьшение количества аварий с тяжелейшими последствиями.
Второй вариант заключается в требовании выполнения безусловно всеми водителями скоростного режима, что в нашей стране практически невозможно. Выбор, как видите, невелик.
Единственно верное решение: временно волевым способом увеличить нормативное расстояние видимости в 1,4-1,5 раза и значительно повысить ответственность за нарушение скоростного режима. Но при этом надо отказаться от штрафов по шкале, что провоцирует коррупцию и не более того.
Нарушением скоростного режима следует считать превышение разрешенной, например, более чем на 5 км/час, а штраф должен быть весьма высоким.
Известно, что законы у нас, особенно в сфере дорожного движения, имеют ряд недостатков, и, увы, для некоторых категорий граждан они не существуют. Это одна из причин, по которым социальная составляющая безопасности дорожного движения стоит у нас на мертвой точке. Мы никогда не добьемся существенного снижения аварийности на автомобильных дорогах, пока не решим главную проблему — одинаковой и весьма строгой материальной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения для всех граждан страны.
И еще один характерный пример поведения на дорогах. Нередко скоростной режим и маневрирование автомобиля определяет не профессиональный водитель, а начальник, сидящий рядом. Рискованное перемещение по дороге провоцирует малоопытных водителей на совершение ошибок в управлении автомобилем, в том числе с аварийными последствиями. И было бы справедливо, в случае аварии и при доказательстве вмешательства в управлением автомобилем, часть ответственности возлагать на начальника.
За год, по сообщениям СМИ, в нашей стране на автодорогах погибло более 30 000 человек. Сегодня гибель на автомобильных дорогах в судебных инстанциях формулируется, как «убийство по неосторожности». При этом денежная компенсация родственникам потерпевшего выплачивается самая минимальная — 30-40 тыс. рублей, а может ее и не быть вовсе. На мой взгляд, это тоже одна из социальных причин терпимого отношения государства к гибели людей на автомобильных дорогах. Что касается технико-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, на данный момент необходимо снизить разрешенную скорость движения на 10-20 км/час и приступить к ликвидации «узких» мест на каждой из них. Только в этом случае можно добиться значительно уменьшения ДТП и гибели людей на автомобильных дорогах.

Беседу вела Ольга ЛОБОДИНА