Метки

, , , , , , , ,

Сегодня далеко не каждый новоявленный «молодой фотограф», или считающий себя таковым счастливый обладатель зеркалки Canon или Nikon, слышал о камерах Leica. Между тем, эти легендарные фотоаппараты занимают важное место в истории фотографии, поэтому сегодня мы расскажем о них.

Гениальная идея Оскара Барнака создать малоформатную 35-мм камеру произвела в 1925 году революцию в фотографии, заложив основы для рождения легенды Leica. Его миниатюрная и лёгкая Leica A дала новую, неслыханную свободу в репортажной и художественной фотографии. С этого момента до сегодняшнего дня Leica буквально изменяет мир, в котором мы живём.

История легендарных немецких фотокамер «Leica»

Практически в любой области есть фирмы, которые никогда не гнались за огромными тиражами продукции, и которые не могут похвастаться, что именно их изделиями завалены магазины и базары по всему миру. Но, тем не менее, одно их название приводит в трепет профессионалов. В среде фотографии и оптики одним из таких брендов, безусловно, является Leica. Издавна название этой фирмы говорило не просто о высочайшем качестве, но об уровне просто немыслимом для конкурентов. Продукция этой, в прямом смысле легендарной фирмы, всегда была эталоном, на который равнялись все остальные.

В мире фототехники существуют несколько фирм-легенд, а в мире 35 мм камер это в первую очередь немецкие фирмы Leica и Contax. Фирма Leica стояла у истоков использования 35 мм формата в фототехнике, ее первая массовая модель появилась в 1925 году. За всю свою историю фирма Leica всегда была законодателем качества, ее имя стало нарицательным.

Итак, история Leica…

История легендарных немецких фотокамер «Leica»

Leica I 1925 года

Когда в 1925 г. камера Leica была представлена на Лейпцигской ярмарке, эта маленькая металлическая коробочка со скромными техническими характеристиками практически не привлекла к себе внимания. В то время «малым» считался формат рольфильма (6х9 см), а действительно серьёзные фотографы использовали негативы форматом 9х12 см, 13х18 см и больше.

В первые годы после своего появления Leica не пользовалась успехом, в 1925 году было выпущено всего около 850 камер. И только после 1928 года (около 7600 камер) производство Leica стало быстро расти. Своего пика выпуск Leica достиг в 1938 году — 44 000 камер. Всего с 1925 г. до конца II мировой войны было выпущено около 400 000 фотоаппаратов Leica.

История легендарных немецких фотокамер «Leica»

Все та же старинная Leica I

После столь нелёгкого старта Leica добилась-таки всемирного успеха. Продукция компании Эрнста Лейтца из города Ветцлар доминировала на мировом фотографическом рынке с 1930 до 1960 г. Затем рынок оккупировали японские компании, подарившие миру множество отличных камер и объективов. Но даже сегодня дальномерные и зеркальные камеры Leica (включая, разумеется, M6 TTL и R9 соответственно) считаются эталоном механического и оптического совершенства.

Однако чтобы до конца понять роль и положение марки Leica в мировой фотографии, надо ознакомиться с некоторыми подробностями биографии её изобретателя – Оскара Барнака (1879–1936). Как-то волею случая инженер Барнак познакомился с Эмилем Мешо, который разрабатывал кинопроекционные технологии в конструкторских бюро Carl Zeiss. Эта встреча имела два результата исторического значения:

История легендарных немецких фотокамер «Leica»

Оскар Барнак

— Во-первых, Мешо, по-видимому, рассказал Барнаку о значительных усовершенствованиях в технологии выпуска киноплёнки, которые способствовали росту киноиндустрии. К тому времени киноплёнки уже имели гораздо меньшую зернистость по сравнению с крупноформатными фотопластинками, с которыми Барнак экспериментировал до того.

— Во-вторых, Мешо, чьи разработки были недооценены современниками, уволился из компании Carl Zeiss и устроился на работу в маленькую фирму Эрнста Лейтца в Ветцларе, выпускавшую микроскопы и пытавшуюся найти новые рынки сбыта своей продукции.

В июле 1910 г. Барнак был переведён на работу на являвшийся частью компании Carl Zeiss завод по выпуску фотокамер ICA в Дрездене, однако вскоре заболел астмой. В конце лета 1910 г. Эрнст Лейтц написал Барнаку письмо, в котором предложил ему поступить на работу в его фирму в Ветцларе, где до конца своей жизни Барнак и проработал.

История легендарных немецких фотокамер «Leica»

Эрнст Лейтц

Существуют две основные версии того, как Барнак пришёл к созданию первой камеры Leica. По одной из них, интерес к киносъёмке побудил его разработать эту камеру как удобное средство для получения пробных экспозиций на киноплёнке. По другой, он оценил высокое качество тогдашних киноплёнок и решил использовать их сравнительно высокую светочувствительность и мелкозернистость в небольшой и лёгкой камере. По прошествии стольких лет трудно судить, какая из легенд ближе к истине. Возможно, в каждой из них есть доля правды. Можно, однако, с уверенностью утверждать, что Барнак сконструировал как минимум две первые камеры Ur-Leica к началу 1914 г., так как одну из них в том же году Эрнст Лейтц-второй взял с собой в командировку в Америку.

С 1911 по 1912–1913 гг., когда и были созданы первые прототипы камеры Leica (Ur-Leica), Барнак работал со своим «устройством для пробных экспозиций» в отделе кинопроекторов. Однако его устройство оказалось гораздо более сложным, нежели то, что требовалось для выполнения простой пробной съёмки на отрезках киноплёнки. Ur-Leica (прототип 1913 г.) и Leica I (первая серийная модель конца 1924 г.) практически идентичны этому самому «экспонирующему устройству». Очевидно, Барнак увидел и реализовал прекрасную возможность заложить в него основополагающие идеи маленькой фотокамеры.

История легендарных немецких фотокамер «Leica»

Ur Leica 1914 года

С 1912 до 1924 г. Барнак и Лейтц широко использовали несколько прототипов Ur-Leica. Но I мировая война 1914–1918 гг. и последующие политические неурядицы отнюдь не способствовали процветанию бизнеса. В 1924 г. увеличилась инфляция, производство микроскопов резко снизилось, и фирма Лейтц оказалась под угрозой разорения. Остро требовалась новая продукция, способная спасти производство. Такую возможность предпринимателям предоставил бурно развивавшийся мир фотографии с его уже в ту пору активно снимавшими сотнями тысяч фотолюбителей. Хотя камера Барнака уже существовала с 1913 г., консультанты Лейтца категорически не рекомендовали начинать её производство. Заседание началось в 9 часов утра, на нём присутствовал и Барнак. Он был очень тихим человеком, не борцом, и безмолвно сидел в комнате. Дискуссия бурлила три с половиной часа, преимущественно в негативных тонах. Судьба камеры была в руках одного человека, и Эрнст Лейтц сказал: «Уже половина первого, пора заканчивать. Я решаю пойти на риск».

С современной точки зрения ранние объективы для Лейки весьма хороши, но они не обладают теми мифическими качествами, которые приписываются им многочисленными приверженцами этой марки. Секрет успеха этих объективов можно открыть, изучив выпускавшиеся в те годы фотоматериалы. Толстые и низкочувствительные эмульсии должны были справляться с неправильной экспозицией любого рода (экспонометры тогда были практически неизвестны). Эмульсии были весьма крупнозернистыми, поэтому их разрешающая способность не позволяла передавать на снимке очень тонкие детали. Считалось, что объектив, способный запечатлеть их на плёнке, дал бы изображение низкого качества, так как с видимым изображением смешивалось бы слишком много фонового шума. Поэтому Макс Берек, конструктор объективов Leica, выбрал именно ту оптическую формулу, которая соответствовала характеристикам тогдашних фотоэмульсий.

Оценивая свойства первых моделей Лейки, необходимо учитывать, что все они явились итогом длительной эволюции.

История легендарных немецких фотокамер «Leica»

Leica II

Самым важным испытанием для камер Leica было сравнение увеличения с маленького негатива 24х26 мм с контактными отпечатками 6х9 и 9х12 см (стандарт тех дней). Барнак и Берек предположили, что увеличение до 13х18 см станет самым жёстким тестом для маленьких “леечных” негативов. Исходя из необходимости пятикратного увеличения негатива (по площади) и разрабатывалась вся система. Успех камер Leica и конкуренция со стороны Zeiss Contax требовали расширения линейки сменных объективов и увеличения их светосилы. Лёгкий корпус Leica не рассчитан на тяжёлые объективы, значит, нужна новая конструкция. Прецизионной маленькой камере требуется высокая точность соблюдения расстояния от плёнки до посадочного гнезда объектива и строгая параллельность его поверхности плёнки. Гарантировать это можно только в том случае, если плоскость плёнки составляет единое целое с фланцем объектива. Первая Leica использовала только объектив 50 мм f/3,5. Светосильные объективы (с f/2 и т.п.) могли использоваться в границах тех же механических допусков, но, опять-таки, более тяжёлые объективы слишком перегружали бы тонкий и хлипкий корпус. Для использования тяжёлых длиннофокусных объективов были предназначены только модели IIIc и IIIf, и лишь с появлением камер серии М (1954 г.) эта проблема была практически решена.

История легендарных немецких фотокамер «Leica»

Leica III

В период с 1930 по 1940 г. в мире преобладали миниатюрные прецизионные фотокамеры с сопряжённым дальномером, господство которых длилось вплоть до начала 60-х. Их эволюция достигла кульминации с появлением в 1954 г. камеры Leica M3. Эта модель также постоянно совершенствовалась, и на Фотокине-98 было показано её последнее воплощение – М6 TTL.

История легендарных немецких фотокамер «Leica»

Leica M3

В 30-е гг. камерам Leica серьёзную конкуренцию составляли камеры Zeiss Contax. Сейчас принято считать, что в то время у Цейсса оптика была лучше, чем у Лейки, но Лейка была эргономичней. При этом Контакс был сложнее механически и несколько менее надёжен. В 30-е гг. производство камер было весьма трудоёмким: нужно было собрать и отрегулировать вручную, с соблюдением всех допусков, около 700 деталей. Легендарная «гладкость» в работе камерами Leica стала результатом не сложной производственной технологии, а в первую очередь опыта и старания рабочих. Серии были небольшими, поэтому существует много вариантов одной и той же модели, незначительно отличающихся друг от друга. Изменялись гравировка, внешний вид и расположение дисков и кнопок, много усовершенствований было внесено в затвор и другие внутренние узлы камеры.

История легендарных немецких фотокамер «Leica»

История легендарных немецких фотокамер «Leica»

Так как коллекционеры платят огромные деньги за чистые («как новые») камеры, сегодня практически невозможно встретить образцы камер Leica в отличном состоянии по разумной цене. Лейки, выпущенные в 30-х и 40-х гг., отслужили уже как минимум по 40 лет. Их надёжность до сих пор удивительно высока, но всё же любой механический прибор изнашивается, и Лейка – не исключение. Покупка камеры того периода автоматически влечёт за собой расходы на чистку и смазку. Особого внимания требуют шторки затвора и пружины его натяжения. Следует ожидать наличия внутри камеры определённого количества фрагментов фотоэмульсии, так как закрытый корпус очень сложно чистить. Однако побывав в руках опытного мастера, эти камеры могут безукоризненно работать ещё многие годы.

Большинство моделей военного времени, такие как Leica II (D) и Leica IIIc образца 1940 года, выпущены Лейтцем для вермахта. Все они уже давно на крючке у коллекционеров, и если сейчас такая камера встретится вам на уличном лотке – это почти наверняка подделка.

История легендарных немецких фотокамер «Leica»
1941 год
Объективы
История легендарных немецких фотокамер «Leica»

Объективы для Леек можно разделить на три поколения оптического дизайна. Первое существовало с 1925 по 1953 г., второе – с 1953 по 1985 г., третье начало свою жизнь в 1985 г. Многие полагают, что объективы Leica первого поколения остаются непревзойдёнными и определяют то особое качество Лейки, о котором шумят фотографы и коллекционеры. Верно, что многие из этих ранних объективов достаточно неплохи и даже сегодня обеспечивают адекватное качество изображения. Однако они уступают объективам младших поколений. Если изображение в центре кадра и будет качественным, то по краю оно уже не сможет отвечать современным требованиям.

Leica в наши дни

Цифровая революция в фотографии началась без Leica, но компания не собиралась пассивно наблюдать за этим процессом. Электроника не является сильной стороной Leica, поэтому для разработки Digilux 1 пришлось искать партнёра, который смог бы обеспечить качественный корпус и оптику Leica не менее качественной электронной начинкой.

История легендарных немецких фотокамер «Leica»
Leica Digilux 1 2002 года

Таким партнёром стала известнейшая японская компания Panasonic. Результатом этого сотрудничества стали две камеры — Digilux 1 от Leica (2002 год) и DMC-LC5 от Panasonic. Заинтересовавшиеся могут всегда проследить за появлением новинок современного модельного ряда на русском сайте Leica, а также приобрести их.

История легендарных немецких фотокамер «Leica»
Leica S System
***
История легендарных немецких фотокамер «Leica»
Эксклюзивная фотокамера Leica M8.2 Safari — тираж всего 500 экземпляров

Лейка в своём резьбовом воплощении определила фотографические взгляды многих поколений фотографов, достигнув кульминации в искусстве Анри Картье-Брессона. Не возьми Эрнст Лейтц, отличавшийся, видимо, даром предвидения, на работу (случайно?) застенчивого, но очень одарённого астматика Оскара Барнака, фотографический мир был бы намного беднее. О Лейке ходит много легенд. Да, можно утверждать, что механически и оптически камеры Leica являются образцовыми. Однако иногда их уровня достигали, а порой и превосходили другие камеры. В качестве примера можно привести серию Canon Vt, которая, с точки зрения механики, была сделана даже лучше Леек старых поколений. Однако никто не смог достичь духа Лейки, уровня её эргономики, плавной и тихой работы её узлов и деталей. Фотограф-леечник отличается от своих коллег особенным стремлением к расширению границ фотографической практики – ведь он чувствует абсолютную уверенность в оптических и механических качествах своего оборудования. Эти чувства разделяют все, кто использует дальномерные камеры Leica.

История легендарных немецких фотокамер «Leica»
По материалам photoline.ru и немного с 3dnews.ru
Реклама