Метки

, , , , , , , ,

Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Поэтому кузнецы часто считались шаманами, позже — колдунами, связанными с дьяволом, тёмными силами.

В русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни.

Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком, одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук, Коваленко (укр.), Ковальский, Ковальчик (польск.), Смит (англ.), Шмидт (нем.), Ферран (фр.), Эрреро (исп.), Дарбинян (арм.), Мчедлидзе (груз.), Чкадуа (мегр.), Ажиба (абх.) и так далее. Так говорит wiki

Я же расскажу вам о своих земляках, людях увлечённых и талантливых — об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

Сказ первый
о кузнеце Александре Лысякове, единственном обладателе звания почетного академика ЮНЕСКО по кузнечному делу
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

Глядя на Александра Лысякова трудно поверить, что он когда-то был художником-примитивистом и фотокорреспондентом. Точнее, трудно поверить в то, что он когда-то не был кузнецом. Настолько он сжился с образом деревенского кузнеца, в старом кожаном фартуке, в колпаке, с чёрными от сажи руками, возле своего горна. Он занимается художественной ковкой, реставрацией памятников архитектуры, церквей, он директор артели «Кузнецы», и ему даже поставили памятник на центральной улице.

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

Автор Борис Клочков, а лошадка — одна из конюшни при кузнице. Ещё недавно он сам выковывал каждый день по металлической розе и вырезал по деревянной рыбке-оберегу.

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

 

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

(вырезать рыбок Лысяков начал в день рождения своего первого ребенка и считает это деланием некой внутренней неканонизированной молитвы, хотя уверяет, что сначала не знал, что рыба — один из раннехристианских символов)

Сейчас уже это удаётся сделать не каждый день – он глава фирмы, и работа с заказчиками отнимает большую часть времени. Так что работа с железом снова превратилась в хобби.

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

Из интервью с А. Лысяковым:

– Родился в Рязанской губернии и до 18 лет был счастлив. Потом призвали в армию. Служил я здесь, в Екатеринбурге, тогда еще – Свердловске. Отслужил, остался на Урале, стал фотографом-газетчиком, работал фотокорреспондентом в разных газетах: в «Комсомолке», «На смену!», всех не упомнишь. Но у меня такая натура, что время от времени посещает одна и та же мысль: «Надо меняться!». Просыпаешься в одно прекрасное утро и говоришь себе: «Бросаю пить», потом: «Бросаю курить». И вот в столь же прекрасное утро, как сегодня, меня посетила мысль: «Пойду в кузницу работать».

Ну о чем мечтал я в юности на своей Рязанщине? — Вот скоро пойду в армию, увижу другие города… Страсть как этого хотелось. Увидал. И вот мне 21 год, вот уже 25, вот я женился, родился ребенок, все как у всех. А я никак не вижу, никак не пойму — а когда же начнется настоящая моя жизнь? Все жду ее, жду… И понимаешь, вдруг мне наступает 33 года! Ровно в ту пору я резко повернул и стал строить кузню. Не в 27 и не в 42. Именно в 33 я понял, что все, что происходило со мною до того, было просто приготовлением к жизни. Наконец я понял, что живу! Понял, что могу все, могу быть кем угодно — появилось чувство полной свободы и принадлежности миру. Я никому ничего не должен, я хочу и буду делать вот это, сумею доказать и себе и другим, что лучше меня этого никто не сможет. Резко меняя жизненный уклад, я уходил не в кузницу, я уходил к себе! Быть разным — задача человека. Когда мне говорят о какой-то стабильности, воспринимаю это как полный бред. Какая стабильность? Только драйв, только вперед. Где стабильность, там нет движения.

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

 

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

 

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

Вот уже много лет его «артелька» – ООО «Кузнецы» выполняет заказы по реставрации храмов и созданию элементов внутреннего и внешнего убранства церквей. Из интервью «Православной газете»:

– Для меня сотрудничество с Екатеринбургской епархией началось тогда, когда дверь нашей кузницы отворилась и к нам вошел отец Иоанн Агафонов, нынешний благочинный из Каменск-Уральского. Нам, говорит, нужно сделать скобы для церкви в поселке Волковский. И я так для себя отметил тогда: он был в духе, радостный вообще, душевный, веселый человек. Он был нам рад и мы были рады ему. Вот тогда и началось дело, которое потом во многом приумножилось, а именно: соучастие наше в церковном строительстве. Поучаствовали мы, как я считаю, неплохо (предприятие-то наше уже давно существует): начиная с Каменск-Уральского, Челябинских храмов и, естественно, почти всех храмов у нас в городе, в области. В Курганской области тоже выполняли работы.

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

 

Свято-Троицкий кафедральный собор

 

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

Памятник Александру II — точная копия бюста, уничтоженного после революции 1917 г. – передан в дар Екатеринбургской епархии.

По словам Лысякова, идея восстановить бюст императора – инициатива артели. «Это не был заказ епархии. Просто мы подняли архивы и выяснили: когда Александр II посещал Екатеринбург, он остановился у кузницы и выковал подкову и четыре гвоздя. Это нас очень тронуло, и потому мы взялись за восстановление памятника», — рассказал Александр Лысяков. На отливку ушло полтора года. В епархии рассчитывают установить бюст возле строящегося в Екатеринбурге храма Казанской иконы Божией Матери.

В 2004 году группа кузнецов под его руководством выковала державный меч для избранного на второй президентский срок Владимира Путина .
Уральские мастера ковали «президентский» меч после рабочего дня, на собственные деньги. Идею позаимствовали в Москве. Там в оружейной палате хранится прототип изготовленного в Екатеринбурге меча – царский державный клинок.

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

Уральский аналог, по мнению Лысякова, вышел ничем не хуже московского. Он получился длинный – 1 метр 90 см, то есть на 20 сантиметров выше роста Владимира Путина. Рукоять меча венчает двуглавый орел, сама ручка комбинированная – она собрана из инкрустированного металла и уральского камня змеевика. Гарда выполнена из бронзы, а клинок – из отполированного до блеска белого металла.

Для Патриарха Всея Руси Кирилла кузнец изготовил уникальный посох, покрытый серебром с набалдашником из лосиной кости.

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

Посох выполнен из металла и покрыт серебром. По всей его длине размещены 7 серебряных «яблок» – символы тех 7 дней, когда Бог создал мир. Верхняя его часть сделана из кости лося и покрыта уникальной резьбой, выполненной мастерицей Татьяной Субботиной. В высоту посох составляет около 160 сантиметров.

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

Подарок для Аллы Пугачевой — ножницы с сюрпризом: в гнездышке внутри лезвия скрывается изящная серебряная розочка.
— Душа приказала и Сент-Экзюпери, — объясняет кузнец секреты вдохновения. — У него есть история про садовника, где во фразе «Сегодня утром я подстригал розы» заключены все клятвы и признания в любви… Именно поэтому я выковал садовые ножницы — две половинки, которое объединяет чувство.

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

 

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

Оперативно он отреагировал и на мировой финансовый кризис, в собственной кузне отчеканив из золота и серебра монеты достоинством в один «куй», которыми пообещал рассчитываться со своими подмастерьями в случае, «если совсем прижмет».

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

 

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

«Теперь у меня есть личный монетный двор. Я уже выковал две первых монеты, золотую и серебряную. Их номинал – 1 куй. Если слово рубль происходит от слова рубленный, их в древности из серебряного прута рубили, то у меня монета кованая. Отсюда и название – куй. Название из трех букв, конечно, образное, близкое русскому человеку».

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

 

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

— Когда говорят, что я стоял у истоков возрождения кузнечного ремесла на Урале, хохочу над этим газетным штампом. Вот несколько лет назад все искали краснодеревщиков. Да не надо было их искать! Пришло время, и они сами появились, будто бы ниоткуда. Ремесло не умирает. Что с того, что семьдесят с лишком лет ни кузнецы, ни настоящие мастера, владеющие ранее знаменитыми на Руси ремеслами, не были востребованы? Память крови необычайно сильна, неизбывна и никогда не исчезает бесследно даже при самых скверных обстоятельствах… Каменщик служит камню. Плотник и столяр — дереву. А я — своему металлу.

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Ассоциация «Кузнецы Урала»
Cайт А. Лысякова на реконструкции
Сказ второй
о кузнеце Константине Пастухове, выковавшем «Беседку желаний» для королевы Великобритании
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

Диплом с автографом Елизаветы II заработал уральский кузнец Константин Пастухов на Королевской выставке цветов Chelsea Flower Show – 2009. За все 146 лет существования мероприятия Королевского общества садоводов, без которого, как говорят англичане, в Лондоне и весна не начинается, представители России участвовали в нем всего второй раз. Первоуральские мастера под руководством Пастухова представили «Беседку желаний». Она настолько искусно выкована, что многие посетители подозревали подвох: предполагали, что беседка построена из настоящих деревьев, выкрашенных бронзовой краской. Но усыпанные плодами яблони на самом деле созданы в кузнице, семь мастеров трудились над ними полтора года. Ради поездки в Лондон Константин Пастухов продал квартиру и машину — оплатил расходные материалы, заявочный взнос и транспортные расходы.

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

«Беседку желаний», снабженную инструкцией: «Присесть, загадать желание — и оно обязательно исполнится», — оставили в Лондоне. По словам Пастухова, возможно, ее установят в посольстве России, в парке Кенсингтон-гарденс, неподалеку от Челси.

Вернувшись на родину, кузнецы взялись за новую работу. По заказу администрации города в том же стиле модерн они выполнили композицию «Деревья любви» — древесную арку, усыпанную яблоками, розами, лилиями, купидонами и прочей живностью. Арку установили на границе Европы и Азии — традиционном месте паломничества молодоженов.

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

Константин выступает сам в роли художника и сам разрабатывает все свои проекты. Его стиль можно назвать эклектикой — от готики до модерна — свободная и гармоничная игра разных стилей. Использование в качестве декоративных элементов фрагментов живой природы — кованые розы, виноградная лоза, листья деревьев, кованые птицы, звери… Им используется уникальная технология золочения металла, например, для достижения особых цветовых эффектов металл покрывается глазурью в сочетании с керамикой.

Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.
Сказы об уральских кузнецах Александре Лысякове и Константине Пастухове.

P.S. Истории мои не зря названы сказами, ибо, несмотря на все старания мои, некоторые неточности могут иметь место:

1- кузнецам ведь некогда фотографировать свои работы и рассказывать о себе подробно, а наш брат журналист — горазд приврать слегка дабы показать товар лицом (в истории с королевой, к примеру, в печать просочились несколько вариантов: от вручения самой Елизаветой самого Главного приза лично в руки мастеру — до сидения королевы в жюри и специального Сертификата за высокое качество оформления стенда.)

2- не надо забывать о безымянных мастерах и подмастерьях, работающих вместе с моими героями, — им тоже почёт и уважение!