Метки

, , , , , , ,

Чтобы понимать, что происходит в данный момент, нужно хорошо представлять, что было в прошлом.

… в Москве открылись две выставки, фотографические и исторические одновременно. К 80-летию президента СССР приурочена фотовыставка «Михаил Горбачев. Perestroika», а к 80-летию со дня рождения первого российского президента — выставка «Борис Ельцин и его время».

1. Выставка «Михаил Горбачев. Perestroika»

 

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Визит президента. Юрий Рост

Выставочный проект, посвященный социальным, культурным и политическим переменам, которые происходили в Советском Союзе с 1986 по 1991 годы. Выставка, организованная Горбачев-Фондом к 80-летнему юбилею первого Президента СССР — это попытка представить Перестройку как время диалога и коммуникации, когда политика пересекается и художественным андерграундом, неофициальная культура становится легализованной, люди знакомятся с ранее запрещенной литературой и набирающей активность новой прессой, а главным девизом эпохи становятся слова из песни Виктора Цоя «Перемен! Мы ждем перемен!», хотя никто еще до конца не понимает, каких перемен ждать.

Зрители увидят более 300 снимков, сделанных лучшими фотографами (среди них Дмитрий Бальтерманц, Юрий Рост, Павел Кассин, Энтони Сво, Валерий Щеколдин, Андрей Безукладников, Сергей Зиновьев, Марк Штейнбок, Александр Джус и другие). На фотографиях запечатлены судьбоносные для СССР и всего мира события — падение Берлинской стены, объединение Германии, вывод советских войск из Афганистана, возвращение из ссылки Андрея Сахарова, августовский путч 1991 года, встреча с президентом США Рональдом Рейганом в 1987 году.

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Прогулка в саду Белого дома. Рональд Рейган и Михаил Горбачев. Вашингтон. Дмитрий Бальтерманц, 1987

Также в экспозицию включены выдающиеся произведения искусства поколения эпохи гласности — работы Бориса Орлова, Сергея и Владимира Мироненко, Юрия Аввакумова и Андрея Филиппова.

В 1990 году Павел Лунгин снял свой первый фильм «Такси-Блюз», который в том же году получил приз за лучшую режиссерскую работу на Каннском Кинофестивале. Эта картина, созданная на закате Перестройки, не только подвела своеобразный итог времени, но и во многом предвосхитила то состояние, в котором страна будет пребывать в 90-е. В перестроечное время были сняты с полки фильмы Александра Аскольдова, Александра Сокурова, Сергея Сельянова и которые прежде были запрещены. Эти картины, наряду с фрагментами телепередач и документальных фильмов составят видеоблок экспозиции.

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

У Вечного огня. Москва. Дмитрий Бальтерманц, 1985

Уникальное собрание фотографий Горбачев-Фонда познакомит посетителей выставки с частной жизнью Михаила Сергеевича и поможет проследить эволюцию человека, который менял страну, плотью от плоти которой он являлся, и параллельно с этим менялся сам.

Деятельность Михаила Горбачева, несмотря на ее противоречивые оценки, привела к тотальному реформированию СССР, переоценить которое сегодня трудно. Именно в период Перестройки пал железный занавес, зародилась рыночная экономика и «бизнес», лавинообразно разрушалась цензура, а люди получили возможность открыть для себя весь мир. При всем при этом нельзя забывать о чудовищной аварии на Чернобыльской АЭС, событиях Черного января, сложнейшей экономической ситуации, приведшей к исчезновению продуктов из магазинов и пустым полкам.

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Запись на покупку мяса. Павел Кассин, 1990

За несколько лет насыщенной общественно-политической жизни в стране произошел настоящий перелом в сознании людей, в особенности представителей артистической среды. Объявление гласности привело к бурному развитию искусства, а художники почувствовали небывалую свободу самовыражения. На снимках Александра Бородулина, Сергея Румянцева и Андрея Безукладникова зрители увидят тех, кто в то время вышел из андерграундного подполья, — Илья Кабаков, Эрик Булатов, Борис Орлов, Константин Звездочетов, Георгий Острецов, Дмитрий Пригов, Петр Мамонов, обитатели колыбели «новой волны» искусства, гремевшего в те годы Фурманного переулка. Группы «Аквариум» и «Звуки Му», Виктор Цой и Жанна Агузарова — герои новой музыки и моды, настоящие трендсеттеры, как бы мы назвали их сейчас, — предстают на фотографиях Сергея Борисова. Портреты, фотодокументации художественных акций, первые попытки fashion-фотографии составляют большой раздел выставки.

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Ленинград. Игорь Мухин, 1986

На смену диктату безлико-общественного, в эпоху Перестройки, наконец, приходит осознание важности личного, персонального и индивидуального. Именно поэтому значительную часть экспозиции занимают фотографии обыкновенных людей, сделанные в разных частях страны — молодежь, дети, пенсионеры, семьи. Они стоят в нескончаемых очередях и записываются на покупку мяса (Павел Кассин), выходят с транспарантами на митинги (Валерий Щеколдин, Александр Абаза, Виктор Ахломов) и ведут повседневную жизнь в непростое время, полное надежд, предчувствий и разочарований (Сергей Зиновьев, Юрий Рост, Игорь Мухин).

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

У стенда «Московских новостей». Павел Кассин. Москва, 1990

Выставка «Михаил Горбачев. Perestroika» — первая попытка, возможно неполная, объединить в одной экспозиции разные аспекты жизни страны при помощи фотографий, произведений искусства, фильмов и музыки, которые наиболее четко отражают дух времени. Несмотря на то, что Перестройка стала эпохой крушения мифов, она сама стала одним из главных советских мифов, осмыслить который сегодня — задача нынешнего поколения.

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Митинг за отмену 6-й статьи Конституции СССР. Москва. Виктор Ахломов, февраль 1990

 

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Проявлять инициативу… Сергей Борисов, Москва 1987

 

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Съемка для Playboy. Александр Бородулин, Москва 1989

 

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

М.С. Горбачев. А. Трухачев, 8 мая 2009

 

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Сыктывкар. Сергей Зиновьев, 1987

 

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Из серии «Молодежь». Игорь Мухин, 1988

 

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Московская область, Дубосеково. Валерий Щеколдин, 8 мая 1984
2. Выставка «Борис Ельцин и его время»

Время правления Ельцина — один из самых противоречивых периодов в истории России. 90-е с их ломкой уклада, изменением образа жизни, исчезновением ликов вождей были неизбежны. Уже 80-е напоминали пародию на 70-е. Уже дело шло к развалу. И не раньше так позже, не Ельцин и Гайдар, так кто-нибудь другой сломали бы уклад, изменили образ жизни, стерли с плакатов лики вождей.

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Августовский путч. Фотохроника ТАСС, 1991

90-е безупречны в своей календарной завершенности. Это не разорванные по краям 1960-е с оттепелью, начавшейся в 50-е, и заморозками, наступившими в августе 68-го. Переходное время, время буржуазной революции, время Ельцина началось в 1990-м с обретением Россией формальной и неформальной независимости и закончилось с боем курантов 31 декабря 1999 года — в первую секунду 2000-го живой символ десятилетия объявил о своей досрочной отставке.

Завершилась эпоха, чей изобразительный ряд невероятно пестр, эклектичен, экстатичен. Историческая истерия. Истерическая история. 1990-е начинались еще с черно-белых фотографий, прорвались через годы, густо выкрашенные в цвет крови, и завершились бешенством цветов, сменяющих друг друга, как в детском калейдоскопе.

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Инаугурация Президента РСФСР Ельцина Б.Н. Фотохроника ТАСС, 1991

90-е — это время, положившее предел постановочным кадрам, имитировавшим жизнь и историю. Граждане трещавшей по швам страны обнаружили себя внутри истории, внутри гигантского исторического котла. На некоторое время от них даже что-то стало зависеть, они стали субъектом истории, а не ее объектом. Ничего личного — только публичная политика. Трибуна съезда — главная вещь эпохи. Ельцин, сменяющий Горбачева и в конце пути нашедший себе преемника, — главный ее символ. Свобода — с большой или маленькой буквы — главное слово и основное содержание десятилетия.

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Владимир Путин и Борис Ельцин на Соборной площади. Фото ИТАР-ТАСС, 7 мая 2000

90-е — это растянувшийся на десять лет конец эры Горбачева, который вряд ли представлял, чем закончится его политика перестройки и гласности. Едва ли мог понять в полной мере и результаты своей деятельности Борис Ельцин. Но, как во всяком выдающемся политике, историческое, почти по-звериному обостренное, чутье, феноменальная политическая интуиция преобладали в Ельцине над рациональным. И именно интуитивно вели сначала к противостоянию с Горбачевым, потом к либеральным реформам, затем к провалам чеченской кампании и выбору преемника, который в дальнейшем не слишком лестно отзовется о наследии 90-х.

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Участники многодневного митинга. Грозный, 1994

90-е оказались эпохой завышенных ожиданий именно потому, что это было время свободы. Все думали, будто свобода автоматически приведет к достатку и счастью. А свобода означала лишь одно — ответственность за себя и свои поступки. Ушло государство-отец. Рухнули предприятия, державшие на плаву целые города. Ушло время, когда за человека неизменно делали выбор другие — КПСС, комиссия по распределению из института, дом быта на работе, оформлявший продовольственный заказ. Даже наступившее изобилие товаров предполагало выбор, ответственность выбора, к которому люди прошлой эпохи не были готовы: раньше шла битва в очереди за один сорт колбасы, после гайдаровской либерализации не стало очередей и появилось два десятка сортов. Но чтобы сделать выбор, человек должен был теперь уметь воспользоваться свободой. Без этого умения он не мог найти денег ни на один из двадцати сортов колбасы.

Мы привыкли называть пестрые, как фотохроника, 90-е временем разрушения основ. Но забываем о том, что это разрушение было созидательным. Развалилось одно государство. Но на его обломках появилось новое. Достижения начала XXI века построены на фундаменте 1990-х.

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Предвыборный митинг в Москве. 1989

Это переходное десятилетие показало всем, что назад дороги нет. Мосты в социализм после либерализации цен, приватизации, после событий октября 1993 года, выборов 1996-го сожжены. Осталась только трепетная ностальгия по дореформенному времени, нелюбовь к 90-м и то самое ощущение их неизбежности.

90-е надо было пережить. Для кого-то они оказались самым страшным временем жизни, для других — самым счастливым, каким бывает время революций и время Свободы.

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

В фотографиях десятилетия, запечатлевших в основном массовые движения, массовые порывы, массовые боль и скорбь почти невозможно разглядеть конкретного человека. Есть «шестидесятники». А были ли «девяностодесятники»? Или это просто те же самые люди — «шестидесятники», «семидесятники», которые за десять лет изменились или были вынуждены измениться до неузнаваемости?

90-е были прямыми наследниками 60-х — по духу свободы, питавшему и окончание перестройки, и создание независимых государств, и буржуазную, почти бескровную, революцию в экономике. Они же стали временем отрицания наследия «шестидесятничества». Наступали прагматические времена стабильности, переваривания государством, обществом, простыми и не очень простыми людьми результатов заканчивавшегося десятилетия. И объективно уходили из обихода, из коллективной и индивидуальной памяти дела, слова, вещи, пафос, эстетика последних 30 лет советской власти. Они становились Историей… Вскоре после этого Историей стали и 90-е.

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

На выставке «Борис Ельцин и его время» представлены более 400 фотографий из архивов музея «Московский Дом фотографии», агентства ИТАР-ТАСС, «РИА Новости», частных архивов самих фотографов: Владимира Мусаэляна, Игоря Уткина, Павла Кассина, Дмитрия Соколова, Александра Чумичева, Эдди Оппа, Игоря Мухина, Сергея Бурасовского и др. Также будут показаны отрывки из телевизионных передач ельцинской эпохи и выступлений самого Бориса Николаевича, фильмов о нем. Все это позволяет проследить, с одной стороны, эволюцию образа Ельцина за время его пребывания на посту Первого Президента Российской Федерации на протяжении десяти лет, а с другой стороны, — эволюцию визуального образа времени, того, как менялись лица и социальное поведение каждого из нас.

Сквозным элементом экспозиции станет пресса как таковая. Свободная пресса — один из главных знаков эпохи Ельцина, эпохи, когда профессия «журналист» в новой России приобретает новое значение.

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Поездка Ельцина Б.Н. в Кемеровскую область. Фотохроника ТАСС, 1991

 

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

США. Президент США Билл Клинтон и Президент РФ Борис Ельцин во время пресс-конференции. ИТАР-ТАСС, 1995

 

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Ельцин Б.Н. на Четвертом съезде народных депутатов СССР. Фотохроника ТАСС

 

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Визит Ельцина Б.Н. в Индию. ИТАР-ТАСС, 1993

 

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Две фотовыставки. «Михаил Горбачев. Perestroika» и «Борис Ельцин и его время»

 

Митинг-концерт в поддержку Юрия Лужкова и Бориса Ельцина в Москве. ИТАР-ТАСС, 12 мая 1996
Информация о выставках:

Что: выставка «Михаил Горбачев. Perestroika»
Где: ЦВЗ «Манеж». Москва, Манежная площадь, 1
Когда: 25 января — 8 марта 2011 года, с 12.00 до 21.00

***

Что: выставка «Борис Ельцин и его время»
Где: Музей «Московский Дом фотографии». Москва, ул.Остоженка, 16
Когда: 27 января—13 марта 2011 года, с 12.00 до 21.00, выходной день — понедельник

Реклама