С давних пор, вспомнить хотя бы древних греков, в обществе сложился культ спортивного тела: красивого, мускулистого, гибкого, быстро бегающего, высоко прыгающего, одним словом, атлетичного. Но есть в Японии такой вид боевого искусства, мастера которого в этот шаблон, мягко говоря, не вписываются по габаритам.

Фотограф Tomoki Momozono посвятил серию борцам сумо, показав этих больших людей во всем их величии.

Я мало что знаю о сумо, но фотографии Tomoki Momozono внушили уважение к этим суровым на вид людям, и захотелось немного узнать об их жизни. На помощь пришла Википедия, откуда я приведу несколько самых интересных выдержек.

Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов


Сумо — вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Родина этого вида спорта — Япония. Японцы относят сумо к боевым искусствам. Традиция сумо ведется с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочисленными ритуалами.

Япония является признанным центром сумо и единственной страной, где проводятся соревнования профессионалов. В остальном мире существует только любительское сумо. Современное профессиональное сумо сочетает в себе элементы спорта, единоборства, шоу, традиций и бизнеса.

Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов

Первое письменное упоминание о сумо встречается в Кодзики, книге датированной 712 годом, являющейся старейшим существующим источником японской письменности. Согласно приведенной там легенде, 2500 лет назад боги Такемиказуки (Takemikazuchi) и Такеминаката (Takeminakata) схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. По преданию в первом поединке победу одержал Такемиказуке. Именно от этого героя древности ведёт свою родословную император Японии.

Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов

Считается, что современная площадка для сумо — дохё, появилась около XVI века, однако форма и размер дохё менялись со временем. Дохё сделан из утрамбованной глины и покрыт сверху тонким слоем песка. Поединок проходит в круге диаметром в 4,55 м, границы которого проложены особыми плетенками из рисовой соломы (т. н. «тавара»). В центре дохё расположены две белые полосы, обозначающие стартовые позиции борцов. Песок вокруг круга тщательно разравнивается вениками перед началом каждой схватки, чтобы по следам на песке можно было определить, коснулся ли один из соперников земли за пределами круга.

Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов

Сама площадка и множество окружающих её предметов полны синтоистскими символами: песок, который покрывает глиняный дохё, символизирует чистоту, бросаемая соль символизирует очищение, изгнание злых духов, навес над дохё (яката) выполнен в стиле крыши в синтоистском святилище. Четыре кисточки на каждом углу навеса представляют четыре сезона: белая — осень, черная — зима, зеленая — весна, красная — лето. Пурпурные флаги вокруг крыши символизирует дрейф облаков и смену сезонов. Судья (гёдзи), в числе прочих обязанностей, выполняет роль синтоистского священнослужителя.

Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов

Единственная одежда на борце во время поединка — специальный пояс, называемый «маваси». Он обматывается в несколько оборотов вокруг тела и между ног, конец пояса закрепляется за спиной узлом. Волосы собираются в особый традиционный пучок на макушке, в двух высших дивизионах прическа выполняется существенно более сложной. Помимо красоты, такая прическа обладает свойством смягчать удар по темечку, возможный, к примеру, при падениях головой вниз.

Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов

В сумо запрещено бить иначе, чем открытой ладонью, а также по глазам и в область гениталий. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы и закрывающую гениталии часть маваси. Нельзя проводить удушающие захваты. Всё прочее разрешено, поэтому в арсенал борцов входят пощёчины, толчки, захваты за любые разрешённые части тела и особенно поясов, а также броски, разного рода подножки и подсечки.

Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов

Два основных правила используются для определения победителя каждой схватки: коснувшийся первым земли любой частью тела, кроме стоп, считается проигравшим; коснувшийся первым земли за пределами круга считается проигравшим.

Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов

В профессиональном сумо нет весовых категорий, поэтому одним из определяющих факторов является масса борца. Почти все спортсмены, кроме начинающих, весят под 100 и более кг, а для высших дивизионов масса выше 120 кг де-факто обязательна — иначе нельзя рассчитывать на успех.

С другой стороны, вес свыше 200 кг — редок. Техничные «легковесы» могут иметь преимущество перед «тяжеловесами» за счет большей подвижности и изощренной техники. Известен победный приём при более чем двукратной разнице в весе. Напротив, чрезмерно большой вес ещё не гарантирует успеха, так как вредит подвижности, повышает риск травм и сужает арсенал приёмов.

Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов

Основной ячейкой сумо является «комната», иначе называемая «Хэя». По состоянию на февраль 2010 года всего существуют 52 хэя. В комнаты сумо учеников принимают по окончании средней школы. Кроме того, сумо пополняется любителями, как правило, по окончании ими университета, если они смогли проявить себя. Показывающие хорошие результаты любители начинают выступления сразу с третьего дивизиона (макусита). Верхний предел возраста — 23 года для дебютантов и 25 для любителей из студенческого сумо.

Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов

Поступив в хэя, борец принимает особый борцовский псевдоним, сикона, под которым и выступает. Борцов сумо называют также сумотори и рикиси.

Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок за счёт увеличения мышц и наращивания веса. Этой цели посвящён сам распорядок дня. Подъём с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем натощак начинается изнурительная пятичасовая тренировка, требующая полной отдачи сил и предельной концентрации. После тренировки борцы принимают горячую ванну и обязательно плотно едят, обычно без ограничений, а также не отказывают себе в спиртном. После еды — трёхчасовой сон, затем кратковременная тренировка и лёгкий ужин.

Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов

Доступность борцу жизненных благ определяется его успехами. От достигнутого борцом уровня зависит, какую одежду и обувь можно носить, можно ли пользоваться мобильным телефоном, интернетом, спать в общей палате или своей комнате и пр. Тот же уровень определяет вид и объём хозяйственных обязанностей — так, раньше всех встают, убирают и готовят еду младшие по званию борцы. Они же прислуживают старшим в бане и за едой. Считается, что такой уклад создаёт серьезный стимул: если хочешь повысить свой статус и не делать чёрной работы — лучше тренируйся, выступай сильнее.

Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов
Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов
Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов
Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов
Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов
Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов
Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов
Искусство сумо. Исконно японская борьба тяжеловесов