Метки

, , , ,

5 ноября в петербургском Дворце спорта «Юбилейный» будет праздноваться 30-летие Ленинградского рок-клуба, среди участников фестиваля Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, «Алиса», «Пикник», «Мифы», «Аукцыон», «Телевизор», «Авиа», «Н.О.М.», Федор Чистяков и другие легендарные музыканты, которые тридцать лет назад создали один из культурных феноменов в истории современной России. А мы в свою очередь посвятим ему свою скромную публикацию.

Ленинградский рок-клуб открылся 7 марта 1981 года, однако, сложилась традиция отмечать день рождения тогда, когда удобно музыкантам. Он объединил три поколения питерских рок-музыкантов, а также молодых художников, звукорежиссеров, журналистов и фотографов. За несколько лет рок-клуб стал одним из законодателей молодежной музыкальной моды. Вместе с тем он превратился в беспрецедентную кузницу творческих кадров.

История Ленинградского рок-клуба
Сергей Курехин и «Аквариум» на репетиционной базе группы «Пикник», 1982 год


Как результат, к нему потянулись одаренные музыканты со всей страны: Юрий Шевчук и Александр Башлачев, Константин Кинчев и Юрий Наумов, Вячеслав Бутусов и Сергей Чиграков. Благодаря Ленинградскому рок-клубу смогли по-настоящему реализовать себя такие группы, как «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Странные Игры», «Тамбурин», «Пикник», «Алиса», «Аукцыон», «DDT», «Телевизор», «АВИА», «Игры», «Ноль», «Нате», «Н.О.М.» и многие другие музыкальные коллективы.

Олег Гаркуша, фронтмен группы «Аукцыон»:
— Когда появился Ленинградский рок-клуб, мы все были молодыми: днем работали, а вечером после смены — встречались и играли рок. Тогда никто не думал ни о славе, ни о том, чтобы стать легендарным музыкантом. Все шло по наитию. Главной радостью при этом было сыграть в каком-нибудь концерте. Первое, что вспоминается из тех времен — ощущение свободы. Я отлично понимаю ту молодежь, которая скажем так, странно одевается. Они это делают не для того, чтобы кого-то удивить, а в первую очередь для себя, ради ощущения этой самой свободы. Сейчас все здорово, мы даем концерты, но вспоминая, какая толпа людей собиралась в клубе и с какой искренней радостью в глазах они ждали нашего выступления, понимаю: что-то уже не то.

История Ленинградского рок-клуба
Олег Гаркуша, 80-е годы
История Ленинградского рок-клуба.

Регулярные попытки объединить музыкантов для того, чтобы решить проблемы менеджеров (которые так, естественно, тогда еще не назывались) по упорядочиванию концертной деятельности и, соответственно, ценовой политики относятся к 1970-1971 году и подробно описаны в книге «Кайф» Владимира Рекшана, лидера группы «Санкт-Петербург».

Вкратце: инициаторами этого первого клуба стали Николай Васин, битломан и организатор концертов-дней рождения музыкантов Beatles, и некто Сергей Арсеньев, личность безусловно темная, организатор сейшенов в начале 70-х, человек, представлявшийся деятелем какого-то комсомольского объединения, в результате попавший по обвинению в подделке документов и прочем мошенничестве на почве проведения рок-концертов.

История Ленинградского рок-клуба
Коля Васин

Тот рок-клуб строился по забавному принципу (информация почерпнута из книги Владимир Рекшана «Кайф» с его любезного разрешения) — Арсеньев звонил в какой-либо из райкомов комсомола, рекомендовался работником Ленфильма и просил содействия в предоставлении зала для съемок картины о современной молодежи. Даже давал на случай телефон. Где-нибудь на Петроградской стороне в частной квартире с телефоном с похожим на ленфильмовский номером сидел человек и ждал звонка. Но никто ни разу не проверил.

Райком подыскивал школу, платилась аренда, привозились киношные софиты, которые имитировали съемку, и «сейшен» удавался. Люди собирались на эти концерты по сарафанному радио и конспиративной системе. Зрительское место стоило три рубля. Но деньги получали не музыканты, а Арсеньев. Предполагалось, что эти деньги от концертов пойдут на рок-клубовские нужды и прочая. В общем все закончилось судом над Арсеньевым.

Второй инициатор клуба Коля Васин отделался легким испугом в прямом смысле — узнав об аресте Арсеньева, он в ужасе убежал в лесок, что рос недалеко от его дома на Ржевке и зарыл там знаменитый подарок Джона Леннона — пластинку концерта в Торонто с автографом автора. Окончание этой истории первого клуба чуть грустное — много лет спустя студент Михайлов, будущий президент рок-клуба, случайно жил одно время вместе с освободившимся Арсеньевым, который банально спился.

История Ленинградского рок-клуба
Николай Михайлов

Первая попытка создать рок-клуб не для абстрактного объединения музыкантов, а именно как способ легализации концертной деятельности, относится к 1979 году. Тогда в районном подростковом клубе на проспекте Энергетиков, 50 усилиями подпольных менеджеров Юрия Байдака, Сергея Дрызлова и Татьяны Ивановой был создан «Городской экспериментальный клуб любителей современной молодежной музыки». В клуб вошли десять основных тогда городских рок-групп (имеются в виду группы, способные к концертной деятельности и выражаясь современным языком сотрудничавшие с вышеуказанными менеджерами): «Зеркало», «Дилижанс», «Земляне», «Кронверк», «Яблоко», «Аргонавты», «Пикник», «Россияне», «Мифы», «СЛМР», «Орнамент».

Под эгидой этого клуба был устроен первый большой официально разрешенный в Ленинграде концерт. В двухсотместном зале подросткового клуба все вышеуказанные группы играли в одном концерте. На концерте присутствовали представители от партии и комсомола, которые собирали отзывы у публики, а потом давали рекомендации руководителям клуба и музыкантам типа: «Хорошо бы Ордановскому постричься». Тогда же инициаторы клуба начали вести первые переговоры с представителями профсоюзов, так как было понятно, что «крыша» чья-то понадобится, а эта казалась самой неидеологизированной.

История Ленинградского рок-клуба
Менты на улице Рубинштейна, 1987 год

Возможно, эти переговоры увенчались бы успехом, но в середине 1980 года клуб сам собой развалился. Поводом тому послужил скандал между менеджерами и музыкантами после поездки ленинградских групп на знаменитый фестиваль «Тбилиси-80». Как известно, Ленинград на нем представляли три команды, две из которых: «Земляне» и «Кронверк» — ехали как раз от клуба, а точнее получили приглашение через обком комсомола, а «Аквариум» поехал, получив прямое приглашение от устроителей (посредством Артемия Троицкого).

Дальше у всех ленинградцев в Тбилиси не сложилось, но менеджер «Кронверка» Дрызлов, опережая события и, видимо, желая избавить свою группу и весь клуб от гипотетических неприятностей, настрочил «телегу» на «Аквариум» «куда надо», после чего Гребенщикова выгнали с работы и из комсомола, а группе запретили выступать. Несмотря на то, что «Аквариум» не имел отношения к клубу на Энергетиков и, скажем прямо, туда не приглашался, поступок Дрызлова (и, по версии «Аквариума», Байдака) вызвал негодование у музыкантов, они объявили что-то типа вотума недоверия, и все закончилось.

История Ленинградского рок-клуба
Группа «Аквариум» в Рок-клубе, 1983 год

Впрочем, переговоры с профсоюзами были уже в той стадии, что не могли прерваться из-за такого пустяка. И вот в январе 1981 года у директора Ленинградского Межсоюзного Дома Самодеятельного Творчества Анны Александровны Ивановой состоялось историческое собрание, в котором приняли участие известные в рок-кругах люди — Геннадий Зайцев, Федор Столяров, Юрий Байдак, Игорь Голубев, Владимир Калинин, Татьяна Иванова, может быть кто-то еще. Все они в основном занимались устройством концертов, некоторые еще и играли. Сказав историческую фразу: «Ну ладно, если меня уволят с работы, у меня есть муж — он меня прокормит», — А.А. Иванова обрекла клуб на существование.

История Ленинградского рок-клуба
Виктор Цой в Рок-клубе у афиши группы «Кино»

Здесь можно сделать некое историко-идеологическое отступление. Вместе с семидесятыми годами закончилась эпоха относительно вольного разгула неофициальных деятелей культуры. Их становилось все больше, и они своим хаотичным движением по жизни, искусству и умам молодежи начали всерьез тревожить партийно-комсомольских товарищей, отвечавших в нашей стране за умонастроение.

История Ленинградского рок-клуба
На 5-ом Рок-фестивале, 1987 год

К 1981 году было решено создать в Ленинграде несколько творческих резерваций: отдельно для художников, писателей и музыкантов и наблюдать, как молодые деятели культуры будут в них развиваться, имея возможность, если что, направлять это развитие в нужную сторону или попросту его приостановить. Для эксперимента был выбран Ленинград, как негласная культурная столица страны, где в отличие от официальной столицы эксперимент такой был менее опасен и более показателен. Почти одновременно появились ТЭИИ (Товарищество экспериментального изобразительного искусства), писательский «Клуб-21» и рок-клуб. Как теперь понятно, музыкантам повезло больше других.

История Ленинградского рок-клуба
Группа «Младшие братья», Ленинградский дворец молодежи, 1987 год

Поскольку для их «разведения» требовалась определенная материально-техническая база (музыку надо играть где-то и на чем-то), то рок-клуб «повесили» на городские профсоюзы. Тем более, что формально именно они и так занимались непрофессиональными группами (у каждого профсоюза, профсоюзного Дворца или дома культуры, завода или фабрики был собственный штатный самодеятельный коллектив, подтверждавший окультуренность нашего пролетариата и прочих представителей негуманитарной сферы), многие из городских групп считались коллективами того или иного ДК. У профсоюзов кроме того были концертные залы (в тех же ДК и клубах), а иногда и кое-какой аппарат. Наконец, именно профсоюзы имели законное право организовывать на своих площадках публичные выступления самодеятельности, в разряд которой попадали рок-группы.

История Ленинградского рок-клуба
Поклонницы Бориса Гребенщикова, 1988 год

КГБ, конечно, неустанно с первого дня следил за деятельностью новой организации, выполнял классические наблюдательно-контролирующие функции, как и во всех остальных процессах, происходивших в нашей стране в те годы.

После того первого собрания у директора ЛМДСТ по городу был пущен вполне официальный слух, что создается рок-клуб, желающие могут вступить в него и как-то поучаствовать в его создании. 7 февраля 1981 года в ЛМДСТ состоялось первое общее собрание, в котором приняли участие музыканты 14 групп: «Россияне», «Зеркало», «Техническая помощь», «Мифы», «Аргонавты», «Аквариум», «Пикник», «День рождения, «Джонатан Ливингстон», «Гулливер», «Апрель», «Патриархальная выставка», «Орнамент», «Дилижанс». Сохранился протокол этого заседания, на котором, по всем законам существования общественных организаций в СССР, (а статус рок-клуба был именно такой) разрабатывалась структура клуба.

История Ленинградского рок-клуба
Поклонники на концерте группы «Автоматические удовлетворители». Ленинград, Зимний стадион, 1988 год

Несмотря на смешную бюрократическую возню вокруг статуса совета и обсуждения устава, 7 марта 1981 года в зале Ленинградского Межсоюзного дома самодеятельного творчества (далее — ЛМДСТ) состоялся первый концерт — открытие клуба на котором выступили «Пикник», «Мифы», «Зеркало» и «Россияне». Это были старейшие, стабильнейшие и популярнейшие группы из числа тех, кто вошел в клуб. Зрители на этот концерт (как и на все последующие много лет подряд) пускались по пригласительным билетам, которые распределялись между членами клуба, а также распространялись по заявкам разных организаций, прежде всего комитетов комсомола. На балконах находилась как сейчас бы сказали «VIP-зона», где сидели представители КГБ, профсоюзов, партии и комсомола. Вот что писал об этом эпохальном концерте тогда же в марте 1981 года Анатолий «Джордж» Гуницкий:

«И все-таки несмотря ни на что это был праздник! Ветераны степенно здоровались друг с другом и пожимали плечами. Что происходит? Никто не мог толком ответить на этот вопрос, пока на сцену не вышел конферансье и не объявил об открытии рок-клуба. Пятисотместный зал, вместивший в себя не менее семисот человек, загрохотал. В самом деле, невероятная вещь! Рок-клуб, да еще с официальным статусом, с уставом, с советом — немыслимо! Старинная мечта оказалась явью!

Однако после концерта всеобщий энтузиазм немножко уменьшился. Все четыре группы, выступившие на концерте — «Зеркало», «Пикник», «Мифы», «Россияне» — ничего особенно интересного не показали… «Наши бедные группы столько всего претерпели…» — сказал перед выступлением гитарист «Мифов» Данилов. Что ж, может быть именно в этом кроется причина разочарования, постигшего любителей рока 7 марта. Ведь неопределенная ситуация, в которой находился рок все эти годы, отнюдь не способствовала его процветанию. Всего в рок-клубе не так уж мало групп, зарегистрировано 32 ансамбля, но для истинного рок-ренессанса явно потребуется некоторое время. Музыкантам нужно освоиться в непривычной для них обстановке легальности. А рок-клуб для них жизненно необходим, ведь теперь они смогут спокойно выступать на городских площадках и им легче будет теперь найти место для репетиций… то есть у них будут условия для творчества. Многое зависит и от самих рокеров, но если они будут вариться в котле харда и прочего музыкального старья, то никакой клуб, имей он хоть представительство в ООН, им не поможет. Время покажет, что из этого выйдет; семена посажены, надо позаботиться теперь о том, чтобы появились всходы».

История Ленинградского рок-клуба
Джордж Гуницкий и Андрей Белле

Дальше началась обычная работа. Группа подавала заявку на прослушивание в члены клуба. Совет выезжал на ее «точку», прослушивал программу, потом выносил на общее собрание свое предложение о приеме в члены клуба. Если предложение проходило, то группа представляла в репертуарный отдел ЛМДСТ свою программу. Репертуарный отдел ее литовал (то есть давал разрешение на публичное исполнение песен), после чего клуб включал группу в концертный план. По крайней мере так должно было происходить.

История Ленинградского рок-клуба
Михаил Борзыкин. Конец 80-х

На самом деле проблем было очень много. В основном они были связаны с нечастыми концертами, распределением обязанностей и чисто техническими проблемами со звуком во время выступлений. При этом практически с санкции вышестоящих рок-клубовцы сразу принялись нарушать закон. Для проведения концертов требовалась аппаратура. У ЛМДСТ и клуба ее не было. Она была у некоторых групп, которые, естественно, предпочитали давать ее в пользования при условии своего участия в концертах.

История Ленинградского рок-клуба
Группа «Автоматические удовлетворители» на 6-ом Рок-фестивеле. Ленинград, Зимний стадион, 1988 год

В результате для «безаппаратурных групп» (а такими были все группы новой формации, не прошедшие закалку 70-х) с появлением клуба мало что изменилось. Но даже когда удавалось заполучить аппарат, его нужно было доставить до места проведения концерта, что уж никак нельзя было сделать на халяву. Между тем членских взносов первоначально не было, профсоюзы денег не выделяли. В качестве универсального расчетного средства стали использоваться билеты на рок-клубовские мероприятия. Иногда они фигурировали в качестве вознаграждения, иногда продавались страждущим (а таких всегда было в избытке), а вырученные средства шли на оплату сторонней рабочей и транспортной силы.

История Ленинградского рок-клуба
Сверху вниз: Дядя Фёдор и Алексей Вишня на 6-ом Рок-фестивале, 1988 год

Сами же музыканты хотели играть концерты. Многие из них были студентами, играли в своих первых группах и не задумывались о том будет ли их судьба связана с музыкой. По своей психологии они действительно были в чем-то сродни самодеятельности, мало интересуясь и коммерцией, и идеологией. Не случайно с рождения клуба значительную часть групп-членов составляли команды, прошедшие прослушивание, выступившие пару раз (или ни одного) и успешно исчезнувшие или, в лучшем случае, переродившиеся во что-то совсем иное.

История Ленинградского рок-клуба
На сцене Рок-клуба группа «Трилистник»

В общем, прожив первый год, клуб вступил в период конфронтации, чуть не приведшей к его развалу. Клуб начал жить по закону коммунальной квартиры: с обвинениями в воровстве, образованием группировок, взаимными упреками и требованиями исключений неугодных. Осенью 1982 года, когда конфронтация достигла апогея, от клуба постепенно начали отваливаться сторонники административных методов и чистой коммерции. Инициатива перешла в руки той части музыкантов, которая при этом кое-что смыслила и в концертной деятельности.

История Ленинградского рок-клуба
Группа «Алиса» на 6-ом Рок-фестивале, 1988 год

Появился новый состав совета клуба. Появились секции — художественно-оформительская, техническая, рок-журналистики, административная, Игорь Голубев открыл студию ритма, появилась поэтическая студия. Естественно, названия были условные, впоследствии они корректировались, но все-таки структура стала появляться. Тогда же был избран новый совет рок-клуба в усеченном составе, где стало меньше администраторов и больше творцов. Во главу его был избран Николай Михайлов, ранее представлявший в совете группу «Пикник» и отвечавший за техническую сторону проведения концертов.

История Ленинградского рок-клуба
На 6-ом Рок-фестивале, 1988 год

В начале 1983 года было решено провести рок-клубовский фестиваль, носивший название «Первый городской смотр-конкурс любительских групп». На протяжении нескольких месяцев отбирались группы для участия в нем, а так называемый заключительный тур прошел с 13 по 16 мая 1983 года в зале ЛМДСТ. Все было организовано вполне серьезно. Объединенными усилиями ЛМДСТ и совета клуба было сформировано жюри, приглашена пресса. Фестиваль вызвал ажиотажный интерес не только в городе, но и по стране — по сути это был первый официально разрешенный рок- фестиваль в стране. Пусть его лавры ничего не давали, но все же свидетельствовали о хоть каком-то повороте властей в сторону рок-групп. Контролирующие инстанции тоже остались довольны фестивалем и он стал ежегодным.

История Ленинградского рок-клуба
Во время 6-го Рок-фестиваля, 1988 год

С появлением ежегодных фестивалей в жизни клуба появилась некая законченность и размеренность. Группы ждали фестивалей, готовили новые программы, кому везло — выступали. Кому не везло — попадались на «левых» (то есть несанкционированных клубом) концертах и оказывались временно под запретом. Руководство клуба и ЛМДСТ выполняло функции, напоминавшие одновременно родительские и детской комнаты милиции. Разговоры о собственном помещении и аппаратуре так и оставались разговорами. В клубе работали секции поэзии, студия ритма, существовал мифический архив и не менее мифический сектор информации.

История Ленинградского рок-клуба
Группа «Секрет» в Рок-клубе, 1985 год

В 1984-85 году в стране происходило политическое потепление, многие табу стали нарушаться. Постепенно рок стал выходить из-под запрета. О группах стали писать в положительном ключе, концертов становилось все больше, фестивали стало возможно выносить за пределы ЛМДСТ на более комфортные площадки с хорошим звуком. Потом стало можно не литовать тексты. Потом — получать концертные ставки. Потом — гастролировать по всей стране. Потом — гастролировать по миру. Потом — выпускать диски на «Мелодии». Потом — заключать контракты с западными фирмами. И так далее.

История Ленинградского рок-клуба
Юрий Шевчук выступает на 5-ом Рок-фестивале, 1987 год

Вместе со всеми этими «потом» на задний план уходил ленинградский рок-клуб. Сначала он помогал музыкантам, потом, решив стать самостоятельным и самоокупаемым, столкнулся с заорганизованностью профсоюзных инструкций и людей и пока через них пробивался, его уже обскакали свеже появившиеся концертные кооперативы.

Когда все стало можно рок-клуб стал не нужен. Свободой и деньгами каждый хотел наслаждаться самостоятельно.

История Ленинградского рок-клуба
Сергей Курехин и Всеволод Гаккель на фестивале Поп-Механика, 1992 год

На границе 90-х клуб проводит две крупные акции. В 1990 году «Рок-клуб» принимает участие как представитель советской стороны в международном движении «Следующая остановка — СССР», объединяющем молодежь Дании, Швеции, Норвегии, Гренландии и Исландии. Проект назывался «Некст-стоп-рок-н-ролл». В него входил концертный обмен между нашими странами и выпуск двойного концертного альбома «Лайка», где были 90 минут советских групп («Время любить», «Игры», «Знаки препинания», «Джунгли», «Петля Нестерова» — это только ленинградские, а были еще и из других городов, самые известные из которых «ГО» и «Апрельский марш») и 90 минут — датских.

Этот проект финансировался разнообразными западными благотворительными фондами и объединял множество не только музыкальных проектов и инициатив. Кассеты действительно вышли десятитысячным тиражом, несколько групп выступили в Дании, датчане приехали к нам. Но особого резонанса и коммерческого успеха проект не имел и как многие, а точнее — большинство международных эпохальных инициатив того времени, «Некст-стоп» закончился, оставив приятное ощущение у тех, кто записался и дал концерты в Дании.

История Ленинградского рок-клуба
Олег Гаркуша и Вадик Смирнов

Вторым и последним масштабным проектом стало празднование 10-летия рок-клуба, проведенное буквально из последних сил (а точнее с новыми силами). К его организации были привлечены и спонсоры, и ветераны административного движения клуба. Кроме концертной серии, ставшей восьмым рок-фестивалем, в павильоне «Ленэкспо» была устроена поистине грандиозная экспозиция «Реалии русского рока», где полсотни, если не больше групп представили материалы о себе.

История Ленинградского рок-клуба
Африка под знаменем марксизма-ленинизма

Здесь же расположились стенды около рок-клубовского толка — художники, театры-студии, храм Джона Леннона. Уникальность выставки была не только в обилии материала, но и в том, что группы сами готовили экспозицию о себе, что называется, в своем стиле. Выставка пользовалась бешеным успехом. Только вот закончилась плачевно: львиная доля материалов исчезла в неизвестном направлении, обеднив и без того скудные частные архивы и личные фотоальбомы музыкантов.

История Ленинградского рок-клуба
Настя Полева

Эта выставка и фестиваль к 10-летию рок-клуба в последний раз собрали всех вместе. Они похоронили героическое время коллективного выживания. …А рок-клуб и теперь живет в знаменитом доме на Рубинштейна, 13. Теперь это один из небольших петербургских рок-н-ролльных клубов. И как живая легенда во главе его стоит бессменный президент Николай Михайлов.

История Ленинградского рок-клуба

Гаркуша, Митя Шагин и Африка

Реклама