Метки

, , , ,

«Титаник» (RMS Titanic) — британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик», самый большой пассажирский лайнер мира на момент постройки. Во время своего первого рейса, ночью 14 апреля 1912 года «Титаник» столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека, из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Эта катастрофа стала одной из крупнейших катастроф прошлого века, произошедшей в мирное время. 15 апреля 2012 года исполнилось 100 лет с того дня, как затонул «Титаник».

Свой единственный рейс лайнер с громким именем «Титаник», который ознаменовал эру шикарных пассажирских кораблей, начал из британского порта Саутгемптона, в Англии, 10 апреля 1912 года.

"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях

маршрут и место гибели «Титаника»
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях

Строился лайнер в период с 1909 по 1911 год судостроительной компанией «Харланд энд Вольф» (Белфаст, Северная Ирландия) и на момент спуска на воду являлся самым крупным среди своих «коллег». Длина его составила более 269 метров, а ширина 28 метров. Высота корабля, измеряя от киля до вершин дымовых труб составила 53,3 метра, 10 из которых находились ниже ватерлинии, что говорит о том, что «Титаник» был даже выше большинства зданий, строящихся в то время.
На «Титанике» имелось 8 стальных палуб, расположенных друг над другом на расстоянии 2,5—3,2 м. Самая верхняя была шлюпочная, под ней находилось семь остальных, обозначенных сверху вниз буквами от «A» до «G». Только палубы «C», «D», «E» и «F» проходили по всей длине судна. Шлюпочная палуба и палуба «А» не доходили ни до носовой части, ни до кормы, а палуба «G» располагалась только в передней части лайнера — от котельных отделений до носа и в кормовой части — от машинного отделения до среза кормы.

"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Основной винт (в центре) пятиметровой высоты!
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Рабочие идут с завода «Харланд энд Вольф» в Белфасте. На заднем фоне виден еще строящийся корабль, 1911 год. (Фото Photographic Archive | Harland & Wolff Collection | Cox)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Судно на верфи «Харланд энд Вольф» перед спуском на воду, 1911 год
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
В апреле 1912 года крупнейший пассажирский лайнер в мире отправился из английского порта Саутгемптон в Нью-Йорк в свое первое и последнее путешествие. На его борту находились богатейшие люди мира. (Фото United Press International)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Отправление из английского порта Саутгемптон(Фото AP)

Капитаном самого большого лайнера современности стал Эдвард Джон Смит, которому была поручена честь первому спустить на воду легендарное судно. В силу большого опыта, капитан пользовался высокой популярностью среди членов экипажа и пассажиров. После этого рейса Смит планировал уйти на пенсию. По одной из версий, капитан за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, вернулся на капитанский мостик, где и встретил смерть. Тело не найдено.

"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Капитан Эдвард Джон Смит (справа) (1850-1912) и Генри МакЭлрой, главный эконом

Первым помощником капитана стал Уильям МакМастер Мэрдок, который по сей день считается национальным героем на родине, в Шотландии. Именно он нес вахту и не смог предотвратить столкновение с айсбергом. Уильям Мэрдок погиб вместе с Титаником. Однако, если вы поклонник экранизации «Титаника» Джеймса Камерона, вы должны помнить, что в фильме Мэрдок представлен как трус и убийца. Это была чудовищная ошибка режиссера, и во время вручения премии «Оскар», создатели фильма перевели пять тысяч фунтов стерлингов мемориальному фонду имени Уильяма Мэрдока.

"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Уильям Макмастер Мэрдок — первый помощник капитана. (Фото AP)

Более 90% пассажиров «Титаника» составляли мужчины, большинство из которых ушли на дно вместе с лайнером, поскольку во время крушения в шлюпки в первую очередь сажались женщины и дети. Более того, на борту находились также и, так называемые ныне, сливки общества, богатейшие и успешные люди своего времени, такие как: миллионеры Джон Джейкоб Астор IV, Исидор Штраус и Бенджамин Гуггенхайм и многие другие. На борт поднялись тысячи эмигрантов из Ирландии и Скандинавии, которые отправились в Америку за лучшей жизнью.
Лайнер был спроектирован и обставлен по последнему слову техники, он должен был стать воплощением роскоши, комфорта и красоты. На его борту были оборудованы спортзал, бассейн, рестораны самого высокого класса и шикарные каюты.

"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
На фотографии: один из ресторанов. (Фото The New York Times Photo Archives | American Press Association)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
На Титанике было три класса: 1-й, 2-й и 3-й. Помещение второго класса. (Фото The New York Times Photo Archives | American Press Association)

Через з дня после отплытия от берегов Англии членам экипажа и капитану, в том числе, было сообщено об опасности айсбергов в водах Атлантики. Однако, это предупреждение было проигнорировано работниками судна, поскольку те свято верили, что «Титаник» действительно ничего не может потопить. Упор был сделан на то, что металлообработка конструкций корабля выполнялась по новой технологии, но как показали исследования, металл корпуса обрабатывался далеко не по новым стандартам.

"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
14 апреля 1912 года, в 23:40 на расстоянии около 450 метров прямо по курсу был замечен айсберг. Несмотря на манёвр, через 39 секунд произошло касание подводной части судна с айсбергом, корпус получил многочисленные мелкие пробоины на длину около 100 метров. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна 6 были прорезаны (в шестом течь была крайне незначительна).
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Фотография айсберга высотой 30 метров, с которым, предположительно, и столкнулся Титаник. Снимок сделан с борта кабелепрокладчика «Мина», который был одним из первых кораблей, обнаруживших обломки Титаника. По словам экипажа «Мины», это был единственный айсберг вблизи места катастрофы.
Айсберг принадлежал к редкому типу «черных айсбергов», т.е. перевернувшихся так, что на поверхность попадает их темная подводная часть. Из-за этого он был замечен слишком поздно.(Фото United States Coast Guard)

С Титаника спаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов. Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, т.к. им было трудно выбраться наверх через лабиринты узких коридоров. Также, погибли почти все мужчины. На сигнал помощи отреагировало только грузовое судно «Карпатия», которое прибыло к месту крушения лишь через 5 часов после столкновения «Титаника» с айсбергом.

"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Спасательная шлюпка «Титаника», снятая одним из пассажиров парохода «Карпатия». Фото National Maritime Museum | London)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Еще одна фотография, сделанная пассажиром парохода Карпатия, запечатлевшая шлюпки со спасенными пассажирами Титаника. (Фото National Maritime Museum | London)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Шлюпка забирает из воды пассажира в спасательном жилете. (Фото Paul Treacy | EPA | PA)

В этот же день отдел новостей газеты «The New York Times»кипел и бурлил, была выпущена заметка со знаком «Молния» о том, что «Титаник» затонул, так и не доплыв до берегов Америки. В то время такие новости были редки и несли в себе ошеломляющие последствия, которые все помнят и чтят по сей день.

"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Редакция газеты «Нью Йорк таймс», 15 апреля 1912. (Фото The New York Times Photo Archives)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
На улице в Нью-Йорке вывешивают последние новости о количестве выживших и погибших. (Фото The New York Times Photo Archives)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Нью-Йорк, 14 апреля 1912. Люди на улицах ждут новостей о судьбе пассажиров затонувшего Титаника. (Фото AP)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Самые первые статьи из журнала Огонек, вышедшего в апреле 1912 года. Так в России узнавали подробности во времена, когда не было интернета, телевидения и даже радио. Стоит отметить, что когда затонул Титаник, в России это было утро 2 апреля по Юлианскому календарю, а в Европе и Америке — ночь с 14 на 15 по Григорианскому календарю.
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Выжившие пассажиры сходят на берег со спасательного судна «Карпатия», Нью-Йорк, 17 апреля 1912. (Фото American Press Association)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Встречающие выживших пассажиров с Титаника, Нью-Йорк. (Фото The New York Times Photo Archives | Times Wide World)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Семья, которая была на борту Титаника. Дочь и мать выжили, отец погиб. (Фото AP)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Открытка с Титаником, 1912 год. (Фото New York Times Archives)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Редчайший экспонат — билет на первый и последний рейс Титаника.

Единственное собрание фотографий Титаника, сделанных во время рейса из Саутгемптона в Ирландию, принадлежит отцу Брауну. С 1911 по 1916 годы, Фрэнк Браун изучал богословие в дублинском институте Миллтаун Парк. В этот период его дядя Роберт (Епископ Клойна) прислал ему необычный подарок: билет на небольшое путешествие на борту Титаника.
На борту американский миллионер предложил Фрэнку оплатить и весь оставшийся путь, до Нью-Йорка. Будучи извещённым об этом предложении, иезуит-настоятель Фрэнка телеграфировал в Куинстаун лаконичное сообщение: «СХОДИ С ЭТОГО КОРАБЛЯ — АРХИЕПИСКОП». Благодаря этому, когда новости о бедствии достигли Ирландии, Фрэнк Браун уже вернулся к своим занятиям богословием в Дублине.
После трагедии, фотографии Френка Брауна появились на первых полосах газет всего мира. Он сделал последнюю фотографию капитана Смита и единственную когда-либо снятую фотографию каюты Маркони. Цикл его фотографий начинается на станции Ватерлоо с выпуска «Титаник Спэшл», в этом цикле документально зафиксирована жизнь пассажиров и команды на борту этого уникального судна. Цикл заканчивается фотографиями, на которых в последний раз поднимают якорь из воды.

"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Куинстаун. Пристань «White Star». Толпа в ожидании посадки на посыльные суда.
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
На пристани играет горнист
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Лоцман посыльного судна на своем рабочем месте
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
На уже и так заполненные посыльные суда заносят несколько последних чемоданов
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
На судно загружают почту.
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Пассажиры третьего класса рассаживаются на палубе.
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Женщине с ребенком уделяют особое внимание.
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Одной из формальностей порта является проверка спасательных шлюпок и жилетов, которых так и не хватило всем пассажирам Титаника.
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
У Куинстаунских торговцев есть лицензии на продажу кружев и других ирландских сувениров на борту трансатлантических лайнеров.
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Из фотоальбома Фрэнка Брауна, посвященного Титанику.
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Два радиста. Джентльмен слева – это Джек Филлипс, который оставался на своем посту и вызывал спасателей, в отличие от других, покинувших судно на спасательных шлюпках. Это один из бесспорных героев катастрофы, в честь которого воздвигли памятники по обе стороны Атлантики.
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Джентльмен в белом фланелевом костюме – это Т. В. Маккоули, 34-летний преподаватель физкультуры из Абердина. Один из пассажиров спустя несколько лет будет вспоминать Маккоули как очень строгого в отношениях с пассажирами человека. Но с детьми на борту он вел себя мягче.
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Прогулочная палуба второго класса
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Младший радист Титаника, Гарольд Брайд, на своем посту. Так как это единственная фотография, когда-либо сделанная в радиорубке лайнера, Фрэнк Браун сохранил ее, несмотря на двойную экспозицию.
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Сейчас фотограф переместился на правый борт А-палубы, откуда можно увидеть буксиры «Гектор» и «Нептун», толкающие нос судна. Вдали видна корма лайнера «Нью-Йорк», поворачивающегося перед Титаником. На носовой колодезной палубе, пассажиры третьего класса и вахтенные тоже смотрят, что происходит внизу.
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Читальный зал на А-палубе Титаника.
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Фотография Титаника с отходящего посыльного судна.

Обломки Титаника были обнаружены 1 сентября 1985 года. Это сделал бывший командир управления ВМС США и профессор океанологии Роберт Дуэйн Баллард. Первоначально он планировал оставить в тайне координаты местоположения судна, чтобы никто не смог осквернить это место, которое он считал кладбищем.
При первом погружении команда Балларда подтвердила тот факт, что при погружении «Титаник» разломился надвое.
Носовая и кормовая части судна были найдены на дне океана в 650 метрах друг от друга.

"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
«Титаник» на дне Атлантического океана на глубине 3 750 метров. 1999 год. (Фото P.P. Shirshov Institute of Oceanology)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Винт Титаника на дне океана, 12 сентября 2008. (Фото RMS Titanic, Inc. | AP)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Правый борт Титаника, 28 августа 2010. (Фото Premier Exhibitions, Inc.| Woods Hole Oceanographic Institution)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
(Фото Institute for Archaeological Oceanography & Institute for Exploration/University of Rhode Island Grad. School of Oceanography)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Один из винтов корабля, лежащий на дне Атлантического океана. (Фото Ralph White | AP)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
17-тонную часть корпуса Титаника поднимают на поверхность, 1998 год. (Фото RMS Titanic, Inc., via Associated Press)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Та же 17-тонная часть от Титаника, 22 июля 2009. (Фото RMS Titanic, Inc., via Associated Press)

Это первое полное изображение затонувшего Титаника, собранное из 1 500 отдельных снимков высокого разрешения, полученных с помощью сонаров — средств звукового обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения.

"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Вид сверху. (Фото COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI).
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Правый борт. При погружении в океан, Титаник сначала ударился о дно носовой частью. (Фото COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI).
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Раскуроченная корма. Вид сверху. (Фото COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI)
"Титаник". Столетняя трагедия в пятидесяти фотографиях
Корма. Вид сбоку. (Фото COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI).