Метки

, , , , , , , ,

Look At Me продолжает серию материалов о том, где и как узнавать про кино — от англоязычных сайтов и блогов до русских кинопорталов. Теперь мы попросили редакторов и обозревателей лучших русскоязычных киносайтов составить списки фильмов, которые всем стоит посмотреть, — самых интересных, неизвестных, великих, странных или просто любимых — и рассказать о каждом в паре предложений.

Роман Волобуев
GQ

 

10 лучших фильмов на свете

 

 

Печать зла / Touch of Evil

Орсон Уэллс, 1958

Фильм, из которого выросли все остальные фильмы, которые я люблю.


 

Сцены из супружеской жизни / Scener ur ett äktenskap

Игнмар Бергман, 1973

Роковая ошибка, которую все делают с Бергманом — впихивать его в себя на первом курсе, когда он неизбежно кажется мрачной, высокохудожественной мутью. В 30 лет, после одного (а лучше двух) разводов, начинаешь понимать, какой он смешной и великий.


 

Чужой / Alien

Ридли Скотт, 1979

Наверно, единственный фильм из детства, который ничего не потерял и никуда не делся с годами. Те, кто видел его на большом экране, поймут.


 

Леон / Léon

Люк Бессон, 1994

Пиковый фильм последнего великого романтика (после которого у него постепенно начал расти из жопы бантик). Жестокий, умный, наивный, самый любимый.


 

Мой друг Иван Лапшин

Алексей Герман, 1984

Самый главный русский фильм.


 

Семь самураев / Shichinin no Samurai

Акира Куросава, 1954

Первый раз я смотрел его лет в двенадцать в Прибалтике; снаружи шел страшный ливень, а крыша кинотеатра была абсолютно дырявой, так что к концу третьего часа я был насквозь мокрый — как Мифунэ и остальные. Наверно, поэтому другие фильмы Куросавы мне не кажутся потрясающими.


 

 Инкассатор / Le Convoyeur

Николя Букриеф, 2004

Один из лучших фильмов про месть. В одиночку (ну почти) оправдывает существование такого недоразумения, как современное французское кино.


 

Воспоминания об убийстве / Salinui chueok

Пон Чун Хо,  2003

Для корейцев, понятно, надо делать отдельный топ, но если на необитаемый остров можно будет взять один — то этот.


 

Звездный десант / Starship Troopers

Пол Верхувен, 1997

Шоугелз / Showgirls

Пол Верхувен, 1995

Два главных фильма про Америку, снятых иностранцем.


 

Смертельная прогулка / Mortelle Randonnée

Клод Миллер, 1983

Сугубо личная обсессия, анализировать причины которой не очень хочется. К счастью, я знаю пару людей, которые ее разделяют. Американский ремейк с Эшли Джадд тоже очень хороший.


 

 Меланхолия / Melancholia

Ларс фон Триер, 2011

Вне рейтинга —  верхняя на сегодня строчка фильмографии фон Триера (сейчас, понятно, «Меланхолия»).

 

  Илья Миллер
arthouse.ru 


 

 10 фильмов со странными названиями

 

 

Бронко Буллфрог Bronco Bullfrog

Барни Платтс-Миллс, 1971

Культовая британская монохромная история о любовниках в бегах, с которой могла бы стартовать полноценная «новая британская волна», не будь она столь скромной. В название вынесена кличка одного из героев. Кажется.


 

Сэнсуэла / Sensuela

Теуво Тулио, 1973

«Утраченная жемчужина» финского кинематографа –— история простой лапландской девушки Лайлы, не устоявшей перед соблазнами большого города. Тулио вроде собирался снимать любовную балладу на основе пушкинского «Станционного смотрителя», но получился китчовый сексплотейшн.


 

Duffer

 Джозеф Деспен, Уильям Дюмареск, 1971

Авторы брали курс на «нувель-ваг», но где-то не там свернули и сняли интимную и эксцентричную психодраму с сильным ароматом ЛГБТ, предвосхищающую «Голову-ластик» Линча лет на шесть. Вообще, слово duffer на английском обозначает что-то очень понятное вроде «дундука», но тем не менее.


 

Спермула / Spermula

Чарльз Мэттон, 1976

Слоган к этой утонченной софт-порно-фантастике звучит следующим образом: «Не все вампиры сосут кровь». Также в фильме имеется обязательный в таких случаях Удо Кир.


 

Грехи плотапоидов / Sins Of The Fleshapoids

Майк Кучар, 1965

Невыносимо влиятельный андерграундный кинокапустник, «Шинель» американского киноавангарда. Если во время фильма возникают вопросы, не беспокойтесь — действие происходит в далеком будущем, лет эдак через миллион.


 

Пушки дхармы / Dharmas Guns

Ф. Дж. Оссан, 2010

Бог с ним, с названием, попробуйте понять хотя бы синопсис — здесь и генетические эксперименты, и кома, и двойники, и телепаты. Однако снято все безупречно отстраненно, с высоты понтов неоспоримого Знания.


 

Баба Яга / Bаba Yaga

Коррадо Фарина, 1973

Как получилось так, что этот кусок Евротики с фотомоделями-лесбиянками, нацистскими фантазиями и племянницей Луи Де Фюнеса в парике Амели называется по имени не самой лицеприятной героини русских сказок?


 

Гуммо / Gummo

Хармони Корин, 1997

Сценарист «Деток» дебютировал в режиссуре по хардкору, где-то посередине между поэзией, документалистикой и антропологией, и даже Бернардо Бертолуччи заявил, что этот парень изменит язык кино. Корин дальше в карьере снял фильм «Трахальщики мусорных бачков».


 

Авида / Avida

Гюстав Де Керверн, Бенуа Делепен, 2006

Французский дуэт режиссеров успешно продолжает дело Ходоровского и Бунюэля, повышая градус сюрреалистического юмора до максимума. Любителям животных, как и фильм «Гуммо», это к просмотру не рекомендуется.


 

Симбиопсихотаксиплазм. Дубль первый / Symbiopsychotaxiplasm. Take One

Уильям Гривз, 1968

Съемочная группа и актеры в парке снимают кино. Копу на коне, проверяющему разрешение на съемки, они говорят, что фильм называется «Под откос». Если бы сказали настоящее название, то кино им бы вряд ли дали доснять. У фильма есть и дубль второй, кстати.

 

Виктор Зацепин
«Синематека»

 

10 любимых фильмов

 

 

Неправильный нос / Mismatched Nose

Им Квон Тэк, 1980

Ветераны гражданской войны в Корее, сражавшиеся по разные стороны фронта, неожиданно встречаются в доме престарелых и вступают в последнюю жестокую схватку. Фильм входит в список 100 лучших корейских фильмов всех времен и ничем не уступает великолепному фильму Ридли Скотта «Дуэлянты», снятому на похожую тему.


 

Матанго / Matango

Иширо Хонда, 1963

После кораблекрушения шесть человек попадают на необитаемый остров, где на них нападают хищные грибы. Шедевр сюрреализма от режиссера фильмов про Годзиллу.


 

Сноровка… и как ее приобрести /
The Knack …and How to Get It

Ричард Лестер, 1965

Единственное нормальное кино о любви.


 

Ничтожество / Insignificance

Николас Роуг, 1985

Философская фантазия о том, что было бы, если бы в один прекрасный день в Нью-Йорке встретились сенатор Маккарти, знаменитый бейсболист, Эйнштейн и Мэрилин Монро.


 

Они живут / They Live

Джон Карпентер, 1988

Фантастический во всех смыслах фильм о том, как человек борется с телевизором и, наконец, побеждает. Трудно представить себе более актуальный фильм для сегодняшней России.


 

Ветер / The Wind

Виктор Шёстрем, 1927

Немое кино о песчаной буре. Что может быть интереснее?


 

Кошачий рамен / Pussy Soup

Минору Кавасаки, 2008

Игрушечный котик, которого выгнал из дома жестокий отец — кот-випстер, ищет свое место в жизни и становится мастером японской кухни.


 

Неизвестный / The Unknown

Тод Браунинг, 1928

Нужны ли влюбленным руки? Травматичный романс от режиссера «Уродцев».


 

Самое маленькое представление на свете / The Smallest Show on Earth

Бэзил Дерден, 1957

Экономическая комедия — молодоженам в наследство достается обветшалый кинотеатр. Фильм о самых сокровенных мечтах киномана.


 

Растворимое болото / Instant Numa

Сатоши Мики, 2010

Любой из фильмов Мики — комедийный шедевр. В его последней картине действуют водяные, безумный антиквар, амелиобразная барышня, панк, волшебный фотоавтомат и машина для принятия мудрых решений.

 

Константин Шавловский
«Сеанс» 

 

10 советских фильмов второй половины XX века, которые необходимо посмотреть, чтобы навсегда изменить представление о советском кино

* В список не включены фильмы Андрея Тарковского, Алексея Германа, Марлена Хуциева, Киры Муратовой и Отара Иоселиани, поскольку фильмографии этих режиссеров являются общепризнанной мировой киноклассикой.

 

Девять дней одного года

Михаил Ромм, 1961

Киноклассика, один из главных фильмов 1960-х, совершенно новаторский по замыслу, по эстетике и по структуре.


 

До свидания,мальчики!

Михаил Калик, 1964

Самый совершенный и пронзительный фильм одного из самых интересных и теперь почти забытых режиссеров 1960-х Михаила Калика с гениальным саундтреком Таривердиева.


 

Рабочий поселок

Владимир Венгеров, 1965

Поверить в то, что этот фильм был запущен в производство, снят и выпущен на экраны в 1965 году просто невозможно.


 

Долгая счастливая жизнь

Геннадий Шпаликов, 1966

Единственная режиссерская работа сценариста и поэта Генадия Шпаликова, автора сценариев к фильмам «Я шагаю по Москве» и «Застава Ильича».


 

Ты и я

Лариса Шепитько, 1971

Фильм стал сенсацией на Венецианском кинофестивале, а в СССР прошел почти незамеченным. Критика впоследствии писала, что Шепитько этим фильмоом вынесла приговор своему поколению —шестидесятникам. Сценарий Шпаликова, гениальная работа оператора Княжинского, одна из лучших ролей Аллы Демидовой.


 

Дневники директора школы

 Борис Фрумин, 1975

Дебютный фильм Бориса Фрумина по сценарию Анатолия Гребнева с Олегом Борисовым в главной роли. Фрумин режиссер фильма «Ошибки юности», и обе картины из категории must see.


 

Чужие письма

 Илья Авербах, 1975

Илья Авербах — классик «ленинградской школы», а «Чужие письма» — одна из лучших его картин. Фильм о том, почему их нельзя читать, становится все более и более актуальным, особенно во времена Wikileaks.


 

Одинокий голос человека

 Александр Сокуров, 1978

Дебют Александра Сокурова по произведениям Андрея Платонова, где режиссеру удалось найти адекватные гениальной прозе визуальные образы


 

Парад планет

 Вадим Абдрашитов, 1984

Очень странный и самый точный фильм о воздухе 1980-х. Триумф дуэта советских социальных метафизиков режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе.


 

Замри-умри-воскресни!

 Виталий Каневский, 1989

Дебютный фильм невероятно талантливого режиссера, к сожалению, почти ничего не снявшего, сделанный на студии Алексея Германа и получивший «Золотую камеру» на Каннском кинофестивале.

Борис Нелепо
Kinote 

 

10 фильмов, которые ни на что больше не похожи

 

 

Перестрелка / The Shooting

Монти Хеллман, 1967

Если бы Альбер Камю снимал вестерны, то у него получилась бы «Перестрелка». Гениальный актер второго плана Уоррен Уотс в компании молодого Джека Николсона пускается в экзистенциальное путешествие, которое оборачивается погоней за самим собой.


 

Классовые отношения / Klassenverhältnisse

Даниэль Юйе, Жан-Мари Штрауб, 1984

Лучшая экранизация прозы Франца Кафки и главный образец того, как следует перекладывать литературу на язык кинематографа. Маниакальная верность первоисточнику и при этом абсолютная художественная самостоятельность, никакой иллюстративности.


 

Цыганские мотивы / Tsigoineruwaizen

Сейдзюн Судзуки, 1980

Декадентский шедевр любимого режиссера Тарантино. Он открывает сюрреалистическую трилогию Судзуки, продолжающую линию Бунюэля и Руиса. А смотреть его лучше всего в паре с прощальным фильмом Куросавы  «Еще нет», рассказывающем о жизни писателя, чей роман лег в основу «Цыганских мотивов».


 

На последней ступени /  En Haut Des Marches

Поль Веккиали , 1983

Наиболее болезненный эпизод французской истории – коллаборационизм – показан через призму личной истории. Столкновение персональной памяти с коллективной оказалось столь травматично, что фильм тут же позабыли – даже несмотря на главную роль легендарной актрисы Даниэль Дарье.


 

Анна Каренина

Сергей Соловьев, 2009

Пристрастное, предельно интимное, прочтение романа Толстого как первого произведения Серебряного века. Эйфорический вальс с Вронским и расплата за него. Одна из главных картин лучшего современного российского режиссера.


 

Саломея / Salomè

 Кармело Бене, 1972

Визионерская постановка пьесы Оскара Уайльда замечательным авангардистом. Имя Кармело Бене знает любой порядочный театрал, а вот синефилы его опознают разве что по эпизодической роли у Пазолини. Это серьёзное упущение: после пяти лет интенсивной работы Бене итальянский кинематограф уже не мог остаться прежним.


 

Дуэль (карантин) / Duelle (une quarantaine)

Жак Риветт, 1976

На Землю спускаются богини солнца и луны, чтобы сразиться за обладание загадочного драгоценного камня. Эксцентричный нуар, один из самых необычных фильмов классика Новой волны.


 

Четыре всадника Апокалипсиса / The Four Horsemen of the Apocalypse

 Винсенте Миннелли, 1962

Время жить и время умирать в оккупированном немцами Париже, показанном без всяких иллюзий. Один из самых пронзительных фильмов Миннелли, прославившегося в качестве постановщика упоительных мюзиклов и при этом снявшего несколько лучших драм в истории американского кино.


 

Она провела много времени в свете софитов…  /  Elle a passé tant d’heures sous les sunlights…

Филипп Гаррель, 1985

Годаровский афоризм «фильм, найденный на помойке» подходит этой картине как нельзя лучше. Безумная любовь, израненные чувства, музыка Velvet Underground, певица Нико как главное вдохновение, поэзия Десноса, обрезки пленки, сновидческая образность. Пик творчества Гарреля, здесь сошлись две основных для него линии – американского андерграунда и французского пост-нововолнового кино.


 

В стеклянной клетке / Tras el cristal

Агустин Вильяронга, 1987

Призрак нацизма, детские травмы, патологический эротизм. Нежнейший хоррор, самая страшная история любви. «Кожа, в которой я живу» Альмодовара в лучшие моменты наследуют в умеренных дозах дикому дебюту Вильяронги.

 

Сергей Бондарев
«Кинобизон»

 

10 фильмов, повлиявших на жизнь и профессию

 

 

Робокоп / RoboСop

Пол Верхувен, 1987

Мой первый американский фильм я посмотрел в видеосалоне, который открыл отец в школе за квартал от дома. Мне было 10 лет,  я никогда не интересовался кино, но просмотр помню в деталях. Вместо него могло быть что угодно, но почему-то рад именно «Робокопу» и Верховену в частности.


 

Чужой / Alien

 Ридли Скотт, 1979

Первый фильм, увиденный с пленки и в совершенно пустом зале на 700 мест. После него понял, что смертен; снились кошмары и хотелось в космос.


 

Мертвец / Dead Man

Джим Джармуш, 1995

Его посмотрел на Первом ночью; записал и пересматривал раз пятнадцать. К 16 годам я был неплохо знаком с классикой: после «Мертвеца» бредил режиссурой и написанием авторских и жанровых сценариев, пока не увидел…


 

 Зеркала / Mirrors

  Александр Ажа, 2008

К 2007-му я уже работал редактором, но продолжал писать по ночам сценарии (почему-то) фильмов ужасов и мистических триллеров: казалось, что перспективы этого жанра я понимаю лучше всех. До «Зеркал» Александра Ажа. Все равно так круто, как у него, не выйдет.


 

Любой фильм Джона Кассаветеса

Годы работы в «Бюллетене Кинопрокатчика» едва не превратили меня в существо, способное смотреть фильмы только с точки зрения их коммерческих перспектив. Кассаветес до сих пор действует противоядием.


 

Миллионер из трущоб / Slumdog Millionaire 

Дэнни Бойл, 2008

«Миллионер» смотрел на просмотровке жуткого качества, чтобы понять, что это за кино, не читая рецензий: просмотр закончил буквально в жутком ажиотаже и слезах счастья. Он стал первым фильмом, к выпуску которого я имел непосредственное отношение.


 

Исходный код / Source Code

Дункан Джонс, 2011

Первый фильм, который я высоко и правильно (пусть и не на 100%) оценил на основе сценария и конфигурации. Фильм оправдал все ожидания, но выпустить его в России можно было, конечно, лучше.


 

Социальная сеть / Social Network

Дэвид Финчер, 2010

Люто инспирирующее кино — именно тогда я окончательно понял, что свое дело «надо начинать прямо сейчас». Ужасно благодарен Финчеру. И Цукербергу.


 

Шапито-шоу 

Сергей Лобан, 2011

Ради таких фильмов, как картина Лобана и то, что происходило вокруг него в прокате, я и продолжаю заниматься тем, чем занимаюсь.


 

Экскурсанты / Sightseers

Бен Уитли, 2012

Второй фильм Бена Уитли, режиссера «Списка смертников», посмотрел в Каннах. Когда присутствуешь при зарождении общественного признания большого режиссера — это радостный вуайеризм какой-то высшей степени. Крайне рекомендую ждать.